Фото из архива героя статьи

09.02.2021 | Новости

«Никогда не ругай вертолет, на котором летаешь. Подойди, погладь и поговори»: интервью с бортмехаником вертолета Ми-8

Сегодня, 9 февраля, День гражданской авиации - праздник бравых пилотов, бортмехаников, штурманов, стюардов и стюардесс и всех, кто так или иначе связан с небом. Сегодня у нас в гостях бортмеханик вертолета Ми-8 Владимир Артеев - автор замечательных фото, которые публикуют в группе «Авиация Коми». Владимир рассказал, почему перед полетом надо ласково погладить машину, как Ми-8 может выйти из самой трудной ситуации и зачем надо внимательно следить за миграцией птиц в небе.

 

- Когда вы решили стать бортмехаником? Как давно летаете?

 

- Я вырос в авиационной семье при  аэропортовском общежитие - там жили летчики, техники, диспетчеры. Аэропорт был совсем рядом - часто ветер доносил до нас выхлопные газы от самолетов. Мой отец был авиационным техником, мои соседи, дяди, тети - все так или иначе были связаны с небом. В школе я посещал авиамодельный кружок, вся квартира была заставлена моделями самолетов. Даже все школьные тетради были изрисованы самолетиками. Поэтому после школы у меня даже и вопроса не стояло, кем быть. Я не прошел в летное училище по состоянию здоровье, зато окончил техническое. Спустя время восстановил здоровье, прошел летную комиссию и переучился на бортмеханика, который отвечает за техническое состояние машины в полете. Так, с 2001 года я работаю в небе с экипажем на Ми-8.

 

 

- Что вам больше всего нравится в вашей работе?

 

- В работе нравится ощущение полета. Вообще, очень люблю свою работу. К любой машине (так мы называем вертолет) трепетное отношение. Часто кажется что это и не машина вовсе, а живое существо. Мне еще папа говорил, что нет двух одинаковых машин, у каждого вертолета свой характер. Я поначалу приходил и говорил отцу, мол, эта машина работает отлично, а эта капризничает, спрашивал совета: с чем это связано? И папа мне отвечал: «Никогда не ругай вертолет, на котором летаешь. Подойди, погладь и поговори. Скажи ей: «Хорошая, давай полетаем, поработаем».

 

Эти слова я запомнил на всю жизнь. Как бы это странно не звучало, у машины есть душа, ее никогда не надо ругать: как ты к машине, так и машина к тебе - всегда выручит, поможет и будет работать. Это действительно так и есть, бывают сложные ситуации, когда просишь: «Ну дорогая, ну вытащи». И, действительно, машина понимает, выручит всегда.

 

— Внештатные ситуации в полете часто случаются?

 

- Если вам кто-то скажет, что внештатных ситуаций не бывает, то этот человек просто лукавит.  Но любая ситуация преодолима. Самое главное - быть готовым ее встретить во всеоружии, знать свою машину, знать материальную часть, знать все возможности вертолета.

 

К тому же, мы тренируемся раз в три месяца - должны проходить тренажер, где запускают всевозможные внештатные ситуации (отказы двигателей, пожары). Всех их мы отрабатываем, чтобы быть готовыми к каждой внештатной ситуации.  Кроме того, все экипажи, все летчики проходят тренировки в воздухе. Например, сажают вертолет с одним работающим двигателем. Так шаг за шагом оттачивается мастерство работы в нестандартных ситуациях.

 

На моей практике были небольшие отказы работы техники. Самый запоминающийся случай произошел около 12 лет назад, когда из-за отказа генератора переменного тока перестала работать противообледенительная система. Было не очень приятно, мы просто покрывались льдом. Но спасибо нашему вертолету, нашей Ласточке - со снижением благополучно долетели. Все-таки у Ми-8 огромный запас прочности и живучести, этот вертолет прощает много ошибок. 

 

 

— А птицы врезаются в вертолёт?

 

- Мы летаем на высотах полета птиц, поэтому в период активной миграции пернатых надо держать ухо востро. Птицы - хозяева в небе, они не будут  менять траекторию движения, поэтому именно мы должны оперативно отклониться, чтобы не столкнуться с пернатыми. Бывает видишь точку, а через пять секунд она превращается в стаю птиц, и мы плавно уходим от столкновения. К счастью, на моей памяти не было такого, чтобы птицы врезались в вертолет. В любом случае - это очень опасно, может привести к любым последствиям - вплоть до отказа работы двигателя.


 

— Те, что связан с небом, — суеверные люди? Есть какие-то приметы?

 

- Думаю, что нет. У каждого своя личная примета. Как уже говорил выше, я всю жизнь придерживаюсь простого правила: никогда не ругай машину, на которой летаешь.

 


- У вас очень много красивых снимков с неба. О выставке персональной не думаете?

 

- Вы уже третий человек, кто мне это говорит. Мне предлагали собрать все фотографии, организовать выставку. Но я даже и не знаю, как это делать. Если найдется организатор, то я с радостью приму предложение, но сам, скорее всего, организовывать свою выставку не буду. А фотографировать в небе, да, очень люблю. Задумывался о покупке хорошего полупрофессионального фотоаппарата, но пока останавливает одно: с громоздним аппаратом в небе некомфортно. Снимаю на камеру в телефоне, потому что это удобно: увидел красоту, вытащил телефон, запечатлел. Красивые снимки зависят от ракурса, от погоды. Одни из самых любимых сделал на подлете к одному из семи чудес России Маньпупунёру. 

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

«Если бы не ушел на второй круг, то лежали бы мы сейчас под Воркутой всем экипажем»: воспоминания сыктывкарского пилота

 

«Стёкла обледенели, пришлось сажать самолет, смотря в сантиметровую щелочку»: сыктывкарский пилот - о трудностях работы

 

«Тому, кто идет в авиацию не из любви к небу, не стоит становится пилотом»: интервью с сыктывкарским летчиком


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 91.63 EUR : 99.46 GBP : 116.15