Фото из архива героя статьи

19.10.2021 | Новости

Сыктывкарец создал необычный костюм чумного доктора из войлока

На страницах социальных сетей любителя художественного войлоковаляния Владислава Грасса царит атмосфера готической мистики, - необычная шляпа, ботинки, сумка,  другие предметы одежды и аксессуары, которые сотворил мастер, отсылают то ли в эпоху Средневековья, то ли в загадочный мир фэнтези.  

 

Мастер рассказал, как создает необычные вещи, сколько времени на них уходит и где он черпает вдохновение.



- С чего ваш творческий путь начинался?

 

- Мой творческий путь в мире художественного войлока начинался с сухого скульптурного валяния. Первыми работами были забавные мультяшные герои, изготовленные из цветной шерсти, но постепенно я пришел к тому, что комфортнее и интереснее работать в естественных оттенках серого. С подобными монохромными проектами, посвященными персонажам местной культуры, участвовал во многих выставках и ярмарках мастеров. В своих работах я старался отразить национальный колорит, обращаясь к мифологическим мотивам, отдавая предпочтение приглушенным тонам, которые характерны для природы Севера. Развивая это направление, верил и продолжаю надеяться, что смогу своими работами способствовать популярности художественного войлока в регионе. Несколько лет назад я придумал и теперь по мере возможности стараюсь продвигать запоминающееся уникальное национальное имя для таких изделий - гынчача (в переводе с коми «валяная игрушка»). 

 

- Откуда такая мрачность, мистичность, которые отличают ваши работы в настоящее время?

 

- Всё очень просто. Мрачные тона продиктованы конкретным проектом, над которым я работаю в последнее время. Новостной фотопоток, который сейчас получают мои подписчики в социальных сетях, - это результат активной подготовки к санкт-петербургской выставке  художественного войлока и арт-текстиля «Новая жизнь традиций». В начале ноября этот творческий фестиваль войлоковаляния уже в двенадцатый раз соберет мастеров со всей России. По традиции каждый раз выставка посвящена определенной тематике, а в этом году - литературе. Все представляемые работы должны в той или иной мере укладываться в рамки этой темы. Например, мастера-обувщики, должны придумать войлочные ботинки или сапоги, которые мог бы надеть какой-то литературный персонаж. Шляпники должны смастерить головной убор, отсылающий к тому или иному литературному образу. Несмотря на то, что в мокром войлоковалянии я пока новичок, мне хватило храбрости (или наглости) замахнуться на комплексный спецпроект выставки, где необходимо создать полный образ литературного героя, то есть, сделать и шляпу, и обувь, и верхнюю одежду, а также прочие предметы гардероба. В качестве героя своих творческих экспериментов я выбрал  чумного доктора.

 

Может сложится впечатление, что такой необычный выбор как-то связан с эпидемией, но на самом деле всё случилось довольно спонтанно. Однажды я решил смастерить светильник с войлочным абажуром в форме черепа птицы. В процессе работы свалял клюв, ради интереса приложил к себе, и отражение в зеркале напомнило чумного доктора.

 

В этот момент и родилась идея костюма. Как известно, к теме чумы классики мировой литературы обращались довольно часто. Ярким примером могут служить «Чумные дневники» Уиллема Дефо, философские труды Альбера Камю. Вдохновляет чумной доктор и современных авторов, например, такой персонаж есть среди героев российских комиксов о Майоре Громе. Интересно, что в поисках дополнительной информации для косплея, я совершенно случайно наткнулся на вики-сайт  «Фонда SCP». Прочитав описание «объекта SCP-049» (Чумной Доктор), я в очередной раз убедился в том, что кто ищет, тот всегда найдёт. На мой взгляд, SCP Foundation - очень необычный вид современной истинно демократической литературы, разрывающей привычные шаблоны и буквально будоражащей воображение. С удовольствием готов популяризировать этот малоизвестный жанр народного творчества.

 

- Как долго создавали коллекцию?

 

- Начал в июле, а завершить планирую в конце октября. Сейчас в образе уже есть маска-клюв, широкополая шляпа гаучо, готические берцы, много атрибутики, которым богат костюм чумного доктора, в частности, мешочек-помандер для целебных трав, связка черного чеснока. Полностью готова сумка с изображением черепа, которая способна «вместить необъятное». Осталось переделать старый рабочий халат чёрного цвета в стильный плащ-пыльник.

 

- На выставке будет дефиле? Вы будете сами демонстрировать образ?

 

- Да, организаторами планируется специальная площадка для дефиле войлочной моды, где дизайнеры смогут полноценно представить свои коллекции. В рамках этого мероприятия, своеобразной вишенкой на торте будет возможность во всей красе продемонстрировать и литературных героев, созданных участниками выставки.  Честно говоря, кто будет дефилировать, я пока не знаю. В основном показе будут задействованы профессиональные модели, но если предложат самому продемонстрировать образ, я не буду против того, чтобы приобрести столь неожиданный для меня опыт. 

 

- Как успели создать такой сложный образ всего за несколько месяцев?

 

- К счастью, я работаю в научной организации, поэтому у меня относительно длинный отпуск (почти 2 месяца). За время отпуска я успел смастерить маску, шляпу, сумку, берцы. Кроме того, весомо экономит время переделка старых вещей. Войлок хорошо умеет «перерождаться», - если вещь вдруг потеряла актуальность или перестала нравиться, то её можно запросто перекроить и доработать. Так, например, войлочное панно я переделал в пристяжной лацкан для костюма, а зубчики необычного черного чеснока в очень далёком прошлом были коготками одного валяного персонажа.

 

 

- А насколько сложно смастерить вещь способом мокрого валяния?

 

- Просто и сложно одновременно. Например, обычная шляпа делается достаточно быстро, это довольно простая, но рутинная работа. Основное время уходит на раскладку шерсти, после чего необходимо приложить определенные физические усилия и проявить сноровку, чем-то схожую с раскаткой и замешиванием теста. На первый взгляд, с технической точки зрения работа не сложная, но всё-таки требующая некоторого мастерства, чтобы из бесформенной шерстяной массы родилась элегантная шляпа.

 

 

- В Сыктывкаре продукты вашего творчества пользуются спросом? 

 

- За рубежом и в крупных городах России, где уровень жизни гораздо выше, войлочные изделия ручной работы очень ценятся и за ними буквально выстраиваются очереди из желающих приобрести. К сожалению, в Сыктывкаре, как мне кажется, довольно сложно продавать авторский войлок. Это не только мои наблюдения, но и мнение некоторых знакомых мастеров - энтузиастов, которые занимаются войлоком уже много лет. Редко можно встретить на улицах столицы Коми человека в дизайнерской войлочной одежде. Наверное, в таком положении дел нет ничего удивительного, поскольку авторский войлок - дорогое удовольствие, такие вещи даже по цене себестоимости с учётом стоимости материалов и трудозатрат почти недоступны для людей со средним уровнем дохода.

 

Но выход есть. Если нет возможности купить, можно попытаться сделать сделать своими руками. По сути, мокрое валяние не сложнее вязания. Мой личный пример показывает, что самостоятельно освоить его при желании можно достаточно быстро, даже не имея за плечами каких-то специальных профессиональных навыков. Тем более, что сегодня замечательные мастера с радостью готовы делиться своим бесценным опытом и мастер-классами. По-моему, было бы здорово по-настоящему возродить и развивать это ремесло, потому что северный климат идеально подходит для войлока. Представляете, насколько интересными и самобытными стали бы тогда улицы нашего города!

 

- Часто ли вы встречаетесь с удивлением в свой адрес, связанным со стереотипом: валяние - это женское дело?

 

- С подобным удивлением встречаюсь с самого начала творческой деятельности, особенно когда создавал мультяшных персонажей. Хотя это довольно странно, поскольку такое мужское хобби как изготовление деревянных игрушек ни у кого удивления не вызывает. Впрочем,  постепенно ситуация меняется и сегодня мужские руки в скульптурном сухом войлоковалянии уже не воспринимаются как экзотика. Что касается мокрого валяния, невозможно спорить с фактом, что катание традиционных валенок - это исконно мужское занятие, требующее недюжинной силы, но должен признать, что сейчас среди дизайнеров современной войлочной одежды прекрасная половина человечества действительно пока в абсолютном большинстве.   

 

 

 

- А что будете создавать после выставки?

 

- Пока не знаю точно, каким именно проектом займусь после выставки в Санкт-Петербурге, но уверен, что после нее последует очередной виток творчества, ориентированный на какое-то другое мероприятие. Например, обязательно постараюсь что-нибудь придумать для конкурса «Войлочное вдохновение«, который регулярно проводит журнал «АРТ-Войлок«. Жизнь нашей валяльщицкой тусовки изобилует различными событиями. Не сомневаюсь, что появятся новые творческие планы, мысли,  интересные идеи. Опять же, хорошо было бы вернуться и к проекту «Гынчача» для пропаганды сухого войлоковаляния в Коми. Здорово было бы всё-таки развить эту тему и придумать уникальный войлочный бренд республики.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

«Хватайте идею и идите к мастеру. Это будет шедевр»: интервью с сыктывкарским декоратором и педагогом

 

«Настрой как в ВДВ: никто кроме нас». История десантника, который стал первым мужчиной - маникюрным мастером в Сыктывкаре


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 93.03 EUR : 99.42 GBP : 115.48