В Сыктывкаре почти ровно год на базе центров «Теплый дом» и «Синяя птица» работает программа «Пирамида развития», в рамках которой ребята тренируют различные навыки, которые необходимы для развития и коммуникации в среде сверстников. Как работает программа и к каким результатам приводит, порталу «Мой Сыктывкар» рассказала руководитель проекта Надежда Позиховская.
Каждый день - маленький мир
Поддержанная Грантом Фонда Президентских грантов программа «Пирамида развития» полностью оправдывает свое название, так как она состоит из нескольких дополняющих друг друга уровней. Первый уровень - сенсорная терапия (разные развивающие занятия), второй уровень - обучение предметной деятельности (например, когда из красок появляются картинки, из пластилина - фигурки, воду можно не только плескать, но и наливать в стакан), третий уровень - формирование коммуникативных навыков (для более развитых детей), а четвертый - социально-бытовая ориентация (походы в магазин, готовка, уборка). На деле - занятия по программе превращаются в насыщенный событиями день, которые становятся катализатором развития.
Распорядок дня ребят строится таким образом, чтобы за один день охватить несколько важных сфер развития. Например, воспитанники старшей группы центра ходят за продуктами в магазин, выбирают их, разбирают ценники, оплачивают продукты на кассе - это целый мир умений и навыков, которые позволят им не растеряться в будущем.
Другие ребята в это время готовят обед, а остальные — на специальных занятиях прокачивают свои soft skills: например, умение договариваться и работать в команде, умение говорить, слушать, выражать свои мысли (каждый день — разные занятия и темы).
Затем ребята дружно обедают, сообща убирают со стола, а после отдыха разбирают темы, которые помогут не растеряться в непредвиденной ситуации. К примеру, моделируют разные жизненные ситуации (разбился градусник, прорвало трубу) и отрабатывают алгоритм действий в сложившихся ситуациях. Все это - описание одного дня, таких дней — насыщенных занятиями, заданиями, общением — много. В этом и главное преимущество проекта.
— Участники проекта распределены по группам по основным видам деятельности, но приближенно к своей возрастной группе. По мере формирования навыков, несколько человек смогли перейти в другие группы, которые соответствуют более продвинутым уровням. И за время проекта ребята успешно адаптировались в новых группах, - рассказывает руководитель проекта Надежда Позиховская.
Каждому возрасту - свой уровень сложности
По программе «Пирамида развития» в этом сезоне занимались несколько групп детей - от самых старших до малышей: кирпичик за кирпичиком ребята строили фундамент самостоятельности в этом сезоне. К примеру, ребята из средней группы регулярно погружались в развивающие игры и творческие занятиям, готовили простую еду, убирались на кухне.
Ну и, конечно, играли, потому что игра - это тоже мощный драйвер развития. А группа самых маленьких детей с ОВЗ занималась не просто развивающими занятиями, а настоящим волшебством, превращая подручные материалы в мини-произведения искусства.
В каждой возрастной группе - свои особенности и свой уровень сложности, который соответствует этому возрасту. К примеру, каждую неделю ребята из старшей группы пополняли багаж знаний новыми темами и закрепляли их в момент обсуждения. Получается, что всего за один сезон ребенок с особенностями развития может сделать «квантовый» скачок вперед, благодаря этой программе развития - удивить родных и близких развившимися бытовыми навыками, без которых немыслима свобода.
В этом году по программе занимались больше 40 детей. Кстати, родители в своих отзывах пишут, что результаты работы проекта уже есть, дети идут на занятия с радостью, а пропускают - редко. Они были бы рады, если бы занятия продолжались и в следующем учебном году.