Фото из архива Романа Некрасова

10.11.2021 | Интервью

«Чаще всего создание удачной шутки - долгий труд»: сыктывкарский стендап-комик — о запретных темах, индивидуализме и провинциальном юморе

8 ноября во всем мире отмечался День КВН. В честь прошедшей даты мы публикуем интервью с известным в Сыктывкаре стендап-комиком и по совместительству фельдшером скорой медицинской помощи центра медицины катастроф Романом Некрасовым. Он рассказал о том, как рождаются шутки и сколько они живут, как зрители воспринимают творчество комиков и почему не всегда количество стендаперов равно качеству.

 

- Как вы придумываете шутки? Как вообще этот процесс происходит?

 

- Придумать шутку неимоверно сложно, придумать очень смешную шутку практически невозможно - это очень вымученный процесс. Обычно на работе в дороге приходит какая-то мысль, бывает, что задаю себе правильный вопрос. Например, почему в Дагестане по русскому языку все сдали ЕГЭ на 100 баллов? Или почему есть алоэ вера, но нет надежды и любви? А далее начинаю эту тему раскручивать, искать к ней разные подходы, рассматриваю с разных ракурсов, используя литературные приемы (инверсия, метафора, рефрен, гиперболу и так далее) - и уж затем переношу её в удобный для понимания текст. Конечно, вдохновение случается, но чаще всего создание удачной шутки - долгий труд. И прежде чем шутка дойдёт до зрителя или читателя, она как на заводе по производству шуток пройдёт через разные пути конвейера (шлифование, полировка, саморедактура). Чаще всего приходится заставлять себя писать шутки, чтобы не потерять навык.

 

Команда «Больничный городок»

 

- Расскажите о самой удачной шутке в вашей стендап-карьере, над которой, к примеру, зал хохотал целый час?

 

- Ну, час это, конечно, из фантастики. Обычно подобная реакция длится пару секунд.  Оптимально 5-10 секунд требуется зрителю для того, чтобы понять, что ты сказал, переварить в голове, сделать вывод (смешно или не смешно) - и потом посмеяться. И комику нужно дать зрителю эти 5-10 секунд, а уже потом переходить к следующей репризе. Но у меня, конечно, есть общие шутки для всех типов зрителей, их желательно видеть вживую или в полном контексте, чтобы не было ситуаций с недопониманием.

 

- Ковидная ситуация, в которой уже второй год существуют медики, тоже становится предметом шуток?

 

- Конечно, иначе это тяжкое бремя ложилось бы на сердце. А так пошутил - и легче стало.  Мы даже пару миниатюр с якобы ограблением банка на эту тему придумали.

 

 

Команда «Неформат»

 

- Кем из юмористов (современных и несовременных) вы восхищаетесь? И почему?

 

- Мне очень нравились наши олдскульные первые стендап-комики в России - Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий. Они для меня -  эталон комедии, сатиры. Из современных многие круты, но больше остальных мне близки (начитанные, семейные, интеллигентные, самобытные) - Евгений Чебатков, Иван Абрамов, Стас Старовойтов, Расул Чабдаров, Руслан Мухтаров, Андрей Кузьмин.

 

- Вы подстраиваетесь под современные тренды ( продвижение в ТикТок, Инстаграмм и так далее)?

 

- Я бы сказал, что не успеваю следить за частоменяющимися тенденциями, потому что есть вещи важнее, например, семья. Но знаю, что без этих трендов невозможно продвинуть тот или иной продукт, поэтому у меня хотя бы есть Instagram и Твиттер.

 

Сборная Выльгорта «Почти люди»

 

— Есть ли у вас какая-то грань юмора? Над чем вы никогда и ни при каких обстоятельствах не будете шутить?

 

- Конечно, грань есть и у каждого из комиков она своя. Лично я стараюсь не шутить на  темы религии и пошлые шутки. 

 

— Как вы считаете, юмору вообще нужна цензура? Например, ограничение на мат или темы, которые могут обидеть некоторых людей?

 

- В целом, мне кажется, мы должны стремится к более цензурному юмору, потому что мы один из «двигателей» молодёжи и они на нас и на наше мнение равняются. Чем чище будет наша речь и мысли, тем лучше это для души. Юмор должен быть всеобщим, чтобы было смешно и комфортно в одном зале и взрослому поколению, и молодому.

 

Первый опыт КВН - команда «Синдор-сюрприз»

 

— Если вернут цензуру, похожую на ту, что была в советское время, как она повлияет на современный юмор?

 

- Он станет лучше и чище, но где есть правила - будут и исключения, а значит будет процветать подпольный юмор (андеграунд), чем в принципе сейчас и  является стендап в провинции

 

- Стендап стал очень популярным — как русский рэп в своё время.  На ваш взгляд, это хорошо или плохо? Большое сообщество комиков способствует росту качественного материала в целом или, наоборот, порождает кучу второсортного юмора?

 

- Это хорошо, потому что это творчество, полет мысли. Я всегда лоялен к творческим людям, будь то музыканты или художники. Я бы не сказал, что нас много. Да, в крупных городах яблоку негде упасть, зато это с лихвой восполняют провинциальные комики, где их раз-два и обчелся. В плане качества - палка о двух концах: с одной стороны в крупных городах, где много площадок и ещё больше комиков, рождается конкуренция, а это улучшает качество материала, но снижает индивидуализм. Таким образом, комики обезличиваются. Да, смешно, но кто читал шутки, ты не запомнил (не беру в расчёт топовых). С другой стороны, провинциальные комики имеют свой узнаваемый стиль, их немного, конкуренции у них нет практически никакой, поэтому им многое прощают, они становятся любимчиками, но от этого страдает и качество (не всегда, конечно). Ну и публика тоже отличается: в крупных городах она более требовательна, на периферии -  более лояльна.

 

Творческое объединение «Комик в Komi»

 

— Известно, что у нас есть три «стендап-города» — Москва, Петербург, Казань. Более-менее успешные и амбициозные комики стараются уехать именно туда, но что остаётся в провинции? Как в Сыктывкаре живёт стендап?

 

- В провинции остаются не амбициозные комики, а самые простые, те, кто привязан к месту работы или проживания. Так что если ты холост, у тебя нет постоянной работы, ты амбициозный талантливый трудоголик, то наши «столицы» - для тебя. Сейчас в Сыктывкаре много комиков, многих из них талантливы, многие из них давно на этом родео. Даже есть несколько разных площадок, где они могут выступать. Большая часть приходит в формате открытого микрофона. Мой команда Комик в Komi работает сообща и устраивает помимо стендапа вечера импровизации (никакого сценария), камеди-шоу (упрощённая версия камеди-клаба). Мы даже планировали на гастроли по нашим городами РК еще в прошлом году, но сейчас из-за пандемии многие наши концерты отменились, однако, думаю, все наладится.

 

Творческое объединение «Комик в Komi»

 

— Насколько для комика важны самобытность и собственный стиль? Какой вы видите свою комедию?

 

- Безусловно, свой стиль это то, к чему должен стремится любой комик. Как тебя другим образом отличить от миллиона других? Опять же, вспомним яркие команды КВН, уникальный неповторимый стиль которых узнаваем и через десятки лет. Мой стиль ближе к сельскому интеллигенту из большой медицинской семьи, но я его улучшаю и делаю более разнообразным.

 

Юниорлига КВН

 

— Что нужно для того, чтобы начать заниматься стендапом прямо сейчас?

 

- Брать ручку и блокнот и начинать записывать свои мысли и наблюдения, найти ближайший открытый микрофон в своем городе, выйти на сцену - и получить обратную связь от коллег по цеху. А затем работать дальше над улучшением своей комедии (читать книги, смотреть видео, слушать подкасты).

 

- Совсем забыла спросить про КВН, а это главный повод интервью - какое место занимает или занимал в вашей жизни КВН и как вы к нему пришли? И чему он вас научил?

 

- Для меня КВН - это основа юмора, базовый слой комедии -  и в моей жизни он до сих пор занимает значимое место. В определённый период жизни он был даже на первом месте, сейчас КВН - это моя вторая работа, способ передать следующему поколению свои знания, наработки (веду бесплатный кружок в районном доме культуры села Выльгорт. Моя история КВН началась в 8 классе синдорской школы (примерно 2001 год), когда я в первый раз вышел на сцену в составе команды «Синдор-сюрприз». Однако предпосылки стать КВНщиком были давно (мы с мамой очень любили смотреть КВН  по ТВ). Затем во время учебы участвовал в КВН от медколледжа («Больничный городок»), в составе медицинской сборной ( «Неформат»), в составе сборной города Сыктывкара («СНГ»), сборная Выльгорта («Почти люди»). И сейчас КВН присутствует в моей жизни - я руководитель южной Юниор-Лиги. КВН - это универсальный учебник по многим наукам (сценарное мастерство, актёрское мастерство, звукорежиссер, видеомонтажер, социология - игра в команде). Всему этому я научился будучи в КВН и все это в жизни пригодилось. Поэтому КВН - начальный уровень для всех будущих юмористов.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 89.23 EUR : 95.91 GBP : 113.58