Фото из личного архива героев статьи

05.02.2021 | Интервью

«Стёкла обледенели, пришлось сажать самолет, смотря в сантиметровую щелочку»: сыктывкарский пилот - о трудностях работы

Уже через несколько дней в России будут праздновать День гражданской авиации - праздник мужественных пилотов, изящных стюардесс, внимательных стюардов и всех, кто связан с благородной миссией: перевозить людей комфортно, безопасно, быстро. В честь важной даты портал «Мой Сыктывкар» будет публиковать короткие интервью с именитыми пилотами. Сегодня нашим гостем стал летчик на пенсии Павел Николаевич Сокерин, за плечами которого 35 лет летного стажа.

 

- Свой первый полет помните?

 

- Первый полет был показательный (с инструктором) в 1979 году на советском учебно-тренировочном самолёте Як-18. Первый самостоятельный полёт случился в этом же году, в кабине сидел такой же балбес, как и я (смеется). Тогда испытывал эйфорию. Все ли прошло хорошо? Если б прошло плохо, то сейчас бы с вами не разговаривал.

 

- Сколько часов за жизнь отлетали?

 

- На 100% точно не вспомню, но всего получилось примерно 18 тысяч налета за 35 лет. При этом последние пять лет службы налета не прибавили, так как я работал на так называемых виповских рейсах: на Ту-134 возил губернаторов и других важных персон. Например, из точки «а» в точку «б» доставишь человека, а потом неделю можешь сидеть в ожидании, когда дадут отмашку лететь с ним обратно или в другой город.

 

- Самая внештатная ситуация?

 

- Страшных историй не расскажу, их не было. А вот отказы техники по разным причинам были. Это непредсказуемо, обойти это невозможно: техника есть техника. Из внештатных ситуаций, что сразу приходят на ум, могу назвать посадку зимой с обледенелыми стеклами. Представьте: стёкла обледенели настолько, что пришлось сажать самолет, смотря в узкую щелочку шириной в сантиметр, которая образуется в районе стеклоочистителей. Слава богу, посадить самолет удалось без эксцессов. Самое главное, что это не безвыходная ситуация.

 

- Пилоты - суеверные люди?

 

- Есть суеверные пилоты, есть несуеверные. Я не могу причислить себя к первой категории, считаю, что суеверия - это ерунда. Одно могу сказать, у большинства пилотов есть особая чуйка - просыпаешься рано утром и уже знаешь, какой будет день: сложный или нет. Практически всегда предчувствие сбывалось.

 

- По небу скучаете?

 

- В общем, да, не отказался бы еще полетать. Я ушел на пенсию вместе со своим последним самолетом Ту-134 и экипажем. Было принято решение списать самолет, так как его обслуживание с каждым годом становилось  все дороже, несмотря на то, что он приносил значительный доход. К тому же вступали в силу новые требования по оснащенности, которые уже сложно было соблюдать. Помню, как пригнал самолет, как все члены экипажа поздравили друг друга поздравили с последним полетом и выходом на песнию, как передал самолет техникам (его, наверное, уже распилили давно). Я не летаю уже 8 лет, а в небо нет-нет, да и тянет.

 

- Кому нельзя становится пилотом?

 

- Конечно, на самолете хлюпикам нечего делать, у пилота должен быть характер. Отмечу, что раньше самолеты были преимущественно на ручном управлении, сейчас же практически все автоматизировано, что весомо облегчает работу пилота. Ребята, которые выросли после нас, умеют хорошо играть в компьютерные игры, поэтому им проще работать на самолете с джойстиком, но, возможно, за штурвалом во время внештатной ситуации им уже будет сложнее сориентироваться. Пойди, угадай, кто сможет, а кто и нет.

 

- Если вы дали возможность вернуться к штурвалу, по какому маршруту бы полетели?

 

- Сейчас я живу в Калининграде, поэтому я бы не отказался управлять самолетом из Калининграда в Сыктывкар.

 


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 92.4 EUR : 100.98 GBP : 118.18