Фото из личного архива Игоря Фомина и Академического театра драмы имени Виктора Савина

13.05.2024 | Интервью

«В этой истории главное – это психодрама»: путешественник Игорь Фомин - о спектакле «Мужские мысли в походе» в театре драмы имени Виктора Савина

Скоро сыктывкарским театралам предстоит знакомство с новой постановкой Академического театра драмы им. В. Савина, которая называется «Мужские мысли в походе» (12+). Премьера состоится 17 мая. Литературной основой спектакля стала книга бизнесмена и путешественника Игоря Фомина. В ней автор рассказывает о реальных событиях: в одном из походов на Гималаи он, его постоянный партнер по треккингу Геннадий и их общий друг Сергей, впервые принимавший участие в таком сложном восхождении, столкнулись с серьезными трудностями и разногласиями. 

 

Три недели сложного похода по гималайским тропам и перевалам, почти 200 км с полной выкладкой и восхождением на Айленд Пик (6200 м), тяжелейшее физическое напряжение — только одна часть испытаний. Другая — психологические трудности, взаимоотношения людей, которые рядом 24 часа в сутки. И они для участников того похода оказались куда более значимыми. 

 

Участники похода на Гималаи, прототипы героев спектакля: Игорь, Геннадий, Сергей

 

Это история о трех друзьях, для которых непальский трек стал серьезной проверкой на прочность. Спустя три года они поделились всем, что беспокоило каждого в том походе. Такой шаг привел их к удивительным и неожиданным открытиям: никто даже не предполагал, что думали остальные. Это стало настоящей исповедью и навсегда изменило друзей. Сам автор, уроженец Койгородского района, известен горожанам не только своим творчеством, Игорь Фомин - создатель медицинского центра «Институт движения».

 

- С 2016 по 2018 годы в свет вышли три книги, автором которых вы являетесь: «11 регион. Уникальная территория, или как выйти из внутренней Индии?», «Я продаю свои визитки. 488 выводов за два месяца» и «Мужские мысли в походе и офисе. Как исповедь». Вы так стремительно их написали, или они просто «ждали своего часа»? 

 

- И то и другое. Они действительно были написаны в очень короткое время и это был выплеск накопившегося опыта, мыслей, рефлексии в ответ на проявления внешней среды во время запуска «Института движения».

 

 

- Последняя из нашего списка книга легла в основу спектакля, который очень скоро увидит зритель Академического театра драмы им. В. Савина. И тут я немного запуталась – в 2017 году на этой же сцене состоялась художественная читка «Мужские мысли в походе и офисе. Как исповедь», потом мир увидел книгу и вот, спустя 6 лет, премьера спектакля по ней. Почему такая последовательность – сначала читка, потом выход книги в тираж? 

 

- Формат читки был предложен и реализован режиссером Борисом Лагодой, это не наша задумка. Мы хотели лишь приурочить постановку к открытию в Сыктывкаре «Института движения», когда книга еще была в издательстве. К сожалению, процесс печати не так быстр, и мы банально не успели издать книгу. По поводу нынешней премьеры. Несмотря на то, что история та же, благодаря новому видению Виктории Барклянской мы надеемся, что этот формат будет воспринят зрителями иначе и у концепта будет потенциал дальнейшей жизни.

 

Артисты, исполняющие главные роли спектакля «Мужские мысли в походе»: Дмитрий Греченюк, Константин Карманов, Евгений Чисталёв. Фотографии предоставлены Академическим театром драмы им. В. Савина.

 

- Когда я листаю страницы книги, то, скорее, вижу кино, с флешбеками, видеорядом заснеженных вершин и непальских пейзажей (такие фотографии, к слову, и в книге имеются) и красивой музыкой, но я совершенно не могу представить эту историю на театральных подмостках. Как у вас родилась идея перенести её на сцену и почему это не художественный фильм? 

 

- В этой истории главное – это психодрама. Это поведение людей в сложных бытовых, физических, климатических условиях. То как они проявляются, справляются, рефлексируют, меняются. То, что является отражением нас, наших взаимоотношений с окружением. Красивые фото и видеоряд – это сопутствующий антураж, который безусловно не является лишним. Он очень уместно визуализирует ту обстановку, в условиях которой развивается сюжет и которую не просто представить человеку, не бывавшему в горных походах. Желание попробовать реализовать эту историю на сцене появилось с подачи читателей. Отзывы на книгу, обратная связь иногда дают новый ракурс восприятия твоего же произведения. Кто- то просчитал, что это учебник по взаимоотношениям в коллективе, кто-то предложил попробовать поставить. Мы с коллегами прислушались и сделали. Кстати, по поводу фильма. Он есть, но не получился художественным, потому что не было во главе процесса режиссера и, конечно же, адаптации сценария.

 

Репетиция спектакля «Мужские мысли в походе». Фотографии предоставлены Академическим театром драмы им. В. Савина.

 

- Книга имеет некую гендерную отсылку даже в названии, это всё-таки именно «мужские мысли», а режиссёром постановки стала женщина. Это Ваше решение или предложение театра, с которым вы просто согласились? Не было опасений, что мужские мысли перестанут быть таковыми? 

 

- Хороший вопрос! Мы как-то показали текст коллеге, девушке. Она предложила дополнить наши мысли своими. И это сразу стало резать слух - лексика, логика, образы у мужчин в диалогах совершенно отличны. Но режиссер женщина нас абсолютно не смущает. Она берет за базу все-таки наши тексты, наши мысли и диалоги и место ее проявления – сцена, актеры, музыка.

 

- Недавно в интервью режиссер постановки Виктория Барклянская на один из вопросов ответила так: «автор приходил в театр и помогал». Можно ли назвать вас полноценным участником постановочной группы? 

 

- Нет, я свою роль четко осознаю. Это сюжет и текст, это фото и видео материалы, это детали походной жизни и непальского быта, возможно артефакты той культуры. Я могу лишь накидывать, предлагать, но есть профессионал на своем месте, который несет свою ответственность за этот участок.

 

Фото из личного архива И. Фомина

 

 - Как вам кажется, кому будет интересен этот спектакль? 

 

- О! На это можно дать очень развернутый ответ. Когда я поделился впервые смыслами, которые вижу в этой истории с коллегой Виктории, она мне ответила, что «Это вся мировая драматургия!». 

 

И все-таки – это в первую очередь те, кто могут и иногда рефлексируют. Это те, кто испытывает сложности в отношениях с другими людьми, у кого не получается эффективно решать возникающие с ними проблемы, кто редко заглядывает себе внутрь, а чаще ищет причины в других. Этот жизненный кейс, произошедший со мной и друзьями в Гималаях, наглядно показывает, что понимание и принятие других людей является залогом здоровых отношений, что гордыня ведет к саморазрушению, что обнажение своего внутреннего мира – это сила, а не слабость и т.д. Я на эту тему могу говорить долго.

 

- Планируете ли вы приезд на премьеру спектакля 17 мая? 

 

- Безусловно, буду я, коллеги, друзья, единомышленники. Около 10 человек приедут специально на премьеру из Москвы.

 

- Насколько волнительно для вас ожидание премьеры и что ожидаете от спектакля? 

 

Мы пригласили много гостей, и это обстоятельство не может нас, меня не волновать. «Свалить вину» на актеров или режиссера будет неправильным, свою ответственность за результат, за полезный, интересный культурный вечер, за стимулирование интереса к активной жизни, походам, горам я с себя не снимаю. Что ожидаю? Повторных постановок, кажется, что в этой истории каждый может увидеть себя и хочется, чтобы такая возможность была не только у зрителей 17 мая.  

 

Беседовала Светлана Зарянко.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 89.23 EUR : 95.91 GBP : 113.58