05.10.2018 | Интервью

Школа без мужчины — это неполная семья: представители сильной половины человечества рассказали почему пошли в образование

Многие считают, что работа учителя не подходит для настоящего мужчины. Однако истина о том, что всё должно быть гармонично, безусловно, применима и к образованию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния. 

В День учителя педагоги-мужчины в школах Сыктывкара порассуждали, в чем причина этого стереотипа, какова специфика работы в женском коллективе, почему представители сильной половины человечества с неохотой идут в школу и что делать, чтобы это исправить. 

Артём Зайнапов, учитель истории школы №16:

Что подвигло вас стать учителем? «Мне всегда нравилось работать с детьми. Даже будучи в детском саду в старших группах воспитатели просили меня следить за младшими детьми. В школе я очень любил дни самоуправления. Для меня работа с детьми — это приятно, комфортно, это то, что у меня получается». 

Был ли провальный урок? «Конечно был. Мне кажется, что он был у каждого учителя. Жутко расстраивает, когда ты понимаешь, что ты не дал тот материал, который хотел бы дать детям. Это заставляет задуматься. Но, в любом случае, ошибки будут не только у молодого педагога, но и учителя, имеющего стаж, потому что дети разные: с одними — легко, с другими — нет. Поэтому к каждому ребенку нужно искать индивидуальный подход». 

Часто приходится ставить двойки? «Не могу сказать, что закидываю двойками, но такиеоценки ставлю. Я приверженец жесткой дисциплины. Если ученик не готов к уроку, то он заслужил двойку. Ребенку нужно четно показывать: неготовность заслуживает соответствующей оценки». 

Сложно ли работать в эмоциональном дамском «батальоне»? «Считаю, что проблемы в коллективе не зависят от гендерного признака. Конечно, эмоциальные вспышки бывают чаще, но, в целом, это привычно». 

В чем, на ваш взгляд, специфика мужского начала в обучении? Можете повысить голос на уроке? «Да, меня характеризует требовательность и некий жесткий контроль, хотя это, может быть, прозвучит непедогогично. Но я думаю, что этими качествами должен обладать любой педагог. Да, я могу повысить голос на уроке. Стараюсь делать это редко, только в случаях, когда становлюсь свидетелем наглости на уроке. Так быть не должно, поэтому любое проявление наглости жестко карается». 

В школах, ссузах и вузах по-прежнему мало учителей-мужчин. Как вы думаете, с чем это связано - с зарплатами педагогов или отношением к профессии? «Во-первых, существует стереотип, что профессия учителя не совсем мужская. Во-вторых, в русской картине мира воспитанием детей занимаются женщины, поэтому и учителями должны быть женщины. В связи с этим превалирует тенденция, что педагогов-мужчин в школах не так много. Кроме того, мужчина не всегда легко может справиться с тем эмоциональным напряжением, с которым он сталкивается в школе. Здесь на самом деле надо иметь твердую волю, способность себя сдерживать. Ты должен быть идеалом для детей. Но я всегда, выступая на различных форумах и конкурсах, ратую за то, чтобы мужчины шли в школу». 

Что вы хотели бы кардинально поменять в нашей образовательной системе? «Это сложный и многогранный вопрос. Самое главное, мне бы хотелось кардинально изменить отношение к отчетности. У нас нет общей направленности работы образовательных учреждений. Из-за этого я не могу четко спланировать учебную траекторию. Именно с этим недочетом связаны большие перенапряжения. Например, зимой вдруг меняют образовательный стандарт, весной появляется новый закон, который меняет отношение в контрольно-изменительным материалам, поэтому приходится экстренно штудировать горы литературы. Мне хочется стабильности и четкого понимания. То есть, к примеру, открываешь план и видишь, когда, что и где будет происходить. Мне хочется,чтобы в министерстве образования работали люди, которую знают, как работает школа. Я хочу, чтобы и мы не забывали, что главная цель школы — это образование детей. Самое ключевое — это урок, где учатся, где дети усваивают важный материал. Иногда мы забываем об этих важных целях из-за таких раздражающих факторов. Но я верю, что когда-нибудь формализм уйдет в прошлое».

 

Иван Бобков, учитель истории школы №35:

Что подвигло вас стать учителем? «Здесь, пожалуй, выделю три основных фактора. Первый – спорт. Занимаясь с детства в отделении футбола коряжемской ДЮСШ нередко обращал внимание на поведение своих тренеров, как наставников во время тренировочного процесса: точная профессиональная оценка происходящего на поле и своевременная помощь команде со их стороны определяли положительный результат в матче. Второй – это мои замечательные учителя-предметники и классные руководители, которые сформировали и развили во мне очень важные личностные качества, которые присущи педагогу. Третий – это университет, а если быть точнее, это ощущение счастья у детей после моих уроков на практике. И уже тогда я понял, что должен связать свою жизнь с преподаванием. Поэтому, заканчивая вуз, я понимал, где я могу найти себя». 

Был ли у вас провальный урок? «Если мы понимаем под «провалом урока» серьезную неудачу, то это случалось в моей педагогической практике, и я считаю, это обычным жизненным опытом, через который проходят многие, заинтересованные в своем результате, учителя». 

Часто приходится ставить двойки? «Вообще, я стремлюсь быть справедливым. Нужно применять ко всем одну и ту же систему оценки. Если я ставлю двойку, то оцениваю, таким образом, не только учащегося, но и себя. Ставлю эту оценку школьникам, когда они не заслуживают большего. Но не люблю этого делать. Вообще, не считаю отметку главным показателем развития ребёнка. Ведь ради пятёрки можно просто зазубрить урок и вскоре всё благополучно забыть. В таком случае, эта отметка ничего не стоит. И совсем другое дело, если у школьника есть искренний интерес к предмету. Пробудить - моя главная задача. 

Сложно ли работать в эмоциональном дамском «батальоне»? «Всегда интересно работать в большом коллективе, состоящем из творческих, думающих, неравнодушных людей. И здесь уходят вопросы принадлежности к одному или другому полу. Ведь совместное участие в творческом процессе образования позволяет нам почувствовать себя членами единого коллектива, брать на себя ответственность за свои слова и поступки, предъявлять себя другим как уникальную личность с собственными ориентирами и приоритетами». 

В чем, на ваш взгляд, специфика мужского начала в обучении? Можете повысить голос на уроке? «Повышение голоса на уроке нельзя отнести к особенностям мужского начала в обучении. В мире всё должно быть сбалансировано и гармонично. Безусловно, это применимо и к образованию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния, невозможно воспитать её и без женского участия. Профессия учителя не должна быть ограничена одним полом, поскольку такое ограничение отрицательно сказывается на детях». 

В школах по-прежнему мало учителей-мужчин. Как вы думаете, с чем это связано - с зарплатами педагогов или отношением к профессии? «На самом деле, в последние годы количество педагогов мужского пола начало расти. На мой взгляд, школа без мужчины — это как неполная семья. Если мы обратимся к истории образования, то сможем выяснить, что учителями на протяжении очень большого периода человеческой истории были только мужчины. Собственно говоря, само слово «учитель» — мужского рода. Сейчас ситуация с оплатой нашего труда такая, что, если активно работать, то можно получать достойную зарплату. Поэтому мужчина-учитель вполне может зарабатывать и в школе. А самое главное, что учащиеся на занятиях у учителей-мужчин начинают проявлять дополнительный интерес к предмету». 

Что вы хотели бы кардинально поменять в нашей образовательной системе? «На этот вопрос отвечу очень точным высказыванием замечательного педагога Евгения Александровича Ямбурга: «Школа становится с каждым днём всё больше тем местом, в котором дети мешают работать учителям с бумагами. Школа должна быть тем местом, где ничто не мешает учителю работать с детьми».

 

Болеслав Скроцкий, учитель биологии Гимназии при Главе Коми:

Что подвигло вас стать учителем? «Просто нравится предмет, хотелось поделиться знаниями и вырастить новых биологов».

Был ли провальный урок? «Были уроки разные, но провальных, наверное, не было. Просто бывают неинтересные темы». 

Часто приходится ставить двойки? «Конечно, дети разные и оценки, соответственно, тоже. Бывает, что домашнее задание не делают, за что и получают заслуженную оценку». 

Сложно ли работать в эмоциональном дамском «батальоне»? «У нас в гимназии такой проблемы нет, у нас много учителей - мужчин: это биолог и химик, математик и информатик, ОБЖ и географ, а также историк и преподаватель физкультуры». 

В чем, на ваш взгляд, специфика мужского начала в обучении? Можете повысить голос на уроке? «Я преподаваю на хореографическом отделении, где вопрос о дисциплине не стоит вообще: дети очень понимающие и исполнительные». 

В школах по-прежнему мало учителей-мужчин. Как вы думаете, с чем это связано - с зарплатами педагогов или отношением к профессии? «Связано с тем, что педагог должен быть эмоциональным, а у некоторых учителей-мужчин не хватает энергии, сил и знаний, чтобы справиться с классом». 

Что вы хотели бы кардинально поменять в нашей образовательной системе? «Нужно отказаться от ЕГЭ или существенно поменять суть этого экзамена. А еще необходимо снизить количество бумажной работы для учителя».



Яндекс.Погода
Валюта

USD : 92.4 EUR : 100.98 GBP : 118.18