Сыктывкарка Галина Кулаева закончила Рязанский радиотехнический институт по специальности конструирование электронных вычислительных машин, а затем стала работать инженером связи на железной дороге. Но техническая специальность - не преграда для творчества: Галина первой за всю историю Коми получила патент на изобретение в области искусства, а именно создала новое направление, соединяющее живопись и композиции из художественной соломки в картинном варианте. Теперь ее картины украшают коллекции любителей искусства во всем мире, а число выставок давно перевалило за 850.
В чем заключается новое направление в области искусства, которое не имеет аналогов в мире? Сложно ли изготовить картину в такой технике? Почему эти картины не только про творчество, но и про выверенную до мелочей технику? В рамках рубрики «Люди, которые смогли», Галина Николаевна ответила на вопросы нашего издания. Кстати, 10 марта патенту художницы исполняется 26 лет.
- Сколько лет у вас ушло на создание патента?
- На создание этого направления у меня ушло пять лет исследовательских и экспериментальных работ. Для этого у меня было достаточное образование - Рязанский радиотехнический институт, факультет конструирование ЭВМ Надо было решить много задач: найти основу для картин, просчитать все коэффициенты совместимости и сцепления масляной живописи и провести исследования на проверку устойчивости работ к внешним воздействиям художественной соломки (вибрацию, давление, влажность, но не буду утомлять, так как там много различных параметров).
Опытные образцы исследовала в лабораториях МГУ, РРТИ, ЛГУ – там , где мои сокурсники могли предоставить оборудование для измерения параметров и составления графиков. Долее при патентовании всё это проверялось в Москве в институте неорганической химии сотрудниками патентного отдела РФ. Ещё надо было разработать свою выварку соломки (та, что применяется во всём мире – примитив), разработать сложнейшую методику работы с соломкой (только аппликация и инкрустация меня не устраивали). То есть это целое новое направление в искусстве - и всё это зафиксировано на международных выставках и конкурсах.
«Святая Троица»
Далее этому направлению было дано название «Светдек» – картина. По аналогии-, дека регулирует тональность звука в струнных инструментах, а у меня в зависимости от положения точечного источника света перед работой создаются рассчитанные по законам оптики определённые световые лучи и акценты. Меняете положение источника света, меняется световая композиция внутри картины. То есть в каждой картине сложные расчеты, связанные с положением каждой детали в композиции.
«Единство»: на эту сложную работу ушло девять месяцев труда.
- Сколько времени уходит на создание одной картины?
- Работы очень трудоемкие – от 3-х месяцев труда. Самая сложная в техническом плане - это окладная работа «Святая Троица», на которую потребовалось 8 лет . Работы являются уникальными, сделать копии невозможно. У каждой соломки своя текстура – неповторимая, нет двух одинаковых, как нет двух одинаковых снежинок. Поэтому ноль в ноль любую композицию не повторить. Это страховка от подделок.
«Неопределенность»
Художественная соломка (рожь, пшеница) при правильном сборе и обработке – уникальный художественный материал (по этому вопросу у меня проведены серьезные исследования). Сейчас по оценкам международных экспертов и искусствоведов – сложность работ запредельна. Но они, я думаю, наивны – вижу много картин с более ювелирной работой, но для этого есть возможность разрабатывать новые методики. Чем сейчас и занимаюсь.
- Сколько всего у вас картин?
- Сколько на сегодняшний день картин сделано, не считаю, примерно около двухсот. Одновременно веду несколько разноплановых работ- это позволяет технология .В каждой работе применяются различные комбинации разработанных методик и каждую работу фиксирую в архиве. В своей коллекции имею достаточно работ, чтобы в любой момент принять участие в выставках. Очень важно, в каком зале выставляются работы и какого уровня зритель придет на выставку.
- Получение патента в России - сложный процесс?
- Получение патента - процесс документально чётко отработанный и составляет несколько этапов. Главное, что вы изобрели и насколько это уникально. Этапы по моему патенту были следующими. Сначала я подала заявку в Патент РФ с полным описанием изобретения - там определяют, к какому направлению знаний относится изобретение. Затем соответствующий отдел по базам данных пробивает, есть ли такое изобретение в стране или в мире. Потом, когда приходят к выводу, что такого в мире еще нет, то заявку принимают для разработки на патентование, а изобретателю направляют документ с перечислением всего, что он обязан предоставить ещё. Так, я должна была предоставить опытные образцы (картины), а также все расчеты и графики работ. Затем в определенном институте исследованиями с образцами подтверждаются все расчеты и экспериментальные данные, а образцы затем возвращаются…
После этого опять по банкам данных проверяют, не запатентовано ли за это время аналогичное изобретение. Если нет, то комиссия искусствоведов и экспертов определяет направление патента по разделу искусство. Надо отметить, что по разделу искусство - это единственный патент за всё время Коми АССР и Республики Коми. Я запатентовала целостность технологии, но, в принципе по данному направлению можно сделать ещё три патента.
- Патент может на 100% уберечь новаторство от воровства?
- Наступил век лжи и продажности. Нет документов и информации, которую невозможно было бы купить. Но не зная ещё многих составляющих, невозможно полноценно воспроизвести работу.
Справка
Картины Галины Кулаевой находятся в различных музеях, в частных коллекциях. Коллекция произведений, как новый, оригинальный вид искусства, включена в виртуальную сокровищницу «Русского музея». На счету Члена Союза художников России и Международной Федерации художников под эгидой ЮНЕСКО, Члена Международной Гильдии мастеров- Галины Кулаевой более 850 выставок, как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе состоялись две большие персональные выставки в Швейцарии - в Женеве во Дворце Наций ООН.
ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ВЫПУСКИ РУБРИКИ
«В 55 жизнь только начинается»: сыктывкарка похудела на 20 килограммов и нашла работу мечты
Из журналиста - в психологи: вдохновляющая история экс-сыктывкарки о кардинальной смене профессии
«Быть, а не казаться»: история обнуления и переселения экс-сыктывкарки