11.02.2022 | Интервью

Художница, которая первая и единственная в Коми получила патент на изобретение в области искусства - о своих картинах: «На создание этого направления ушло пять лет»

Сыктывкарка Галина Кулаева закончила Рязанский радиотехнический институт по специальности конструирование электронных вычислительных машин, а затем стала работать инженером связи на железной дороге. Но техническая специальность - не преграда для творчества: Галина первой за всю историю Коми получила патент на изобретение в области искусства, а именно создала новое направление, соединяющее живопись и композиции из художественной соломки в картинном варианте. Теперь ее картины украшают коллекции любителей искусства во всем мире, а число выставок давно перевалило за 850. 

 

В чем заключается новое направление в области искусства, которое не имеет аналогов в мире? Сложно ли изготовить картину в такой технике? Почему эти картины не только про творчество, но и про выверенную до мелочей технику? В рамках рубрики  «Люди, которые смогли», Галина Николаевна ответила на вопросы нашего издания. Кстати, 10 марта патенту художницы исполняется 26 лет.

 

- Сколько лет у вас ушло на создание патента?

 

- На создание этого направления у меня ушло пять лет исследовательских и экспериментальных работ. Для этого у меня было достаточное образование - Рязанский радиотехнический институт, факультет конструирование ЭВМ Надо было решить много задач: найти основу для картин, просчитать все коэффициенты совместимости и сцепления масляной живописи и провести исследования на проверку устойчивости работ к внешним воздействиям художественной соломки (вибрацию, давление, влажность, но не буду утомлять, так как там много различных параметров). 

 

Опытные образцы исследовала в лабораториях МГУ, РРТИ, ЛГУ – там , где мои сокурсники могли предоставить оборудование для измерения параметров и составления графиков. Долее при патентовании всё это проверялось в Москве в институте неорганической химии сотрудниками патентного отдела РФ. Ещё надо было разработать свою выварку соломки (та, что применяется во всём мире – примитив), разработать сложнейшую методику работы с соломкой (только аппликация и инкрустация меня не устраивали). То есть это целое новое направление в искусстве - и всё это зафиксировано на международных выставках и конкурсах.

 

«Святая Троица»

 

Далее этому направлению было дано название «Светдек» – картина. По аналогии-, дека регулирует тональность звука в струнных инструментах, а у меня в зависимости от положения точечного источника света перед работой создаются рассчитанные по законам оптики определённые световые лучи и акценты. Меняете положение источника света, меняется световая композиция внутри картины. То есть в каждой картине сложные расчеты, связанные с положением каждой детали в композиции.

 

«Единство»: на эту сложную работу ушло девять месяцев труда.

 

- Сколько времени уходит на создание одной картины?

 

- Работы очень трудоемкие – от 3-х месяцев труда. Самая сложная в техническом плане - это окладная работа «Святая Троица», на которую потребовалось  8 лет . Работы являются уникальными, сделать копии невозможно. У каждой соломки своя текстура – неповторимая, нет двух одинаковых, как нет двух одинаковых снежинок. Поэтому ноль в ноль любую композицию не повторить. Это страховка от подделок.

 

«Неопределенность»

 

Художественная соломка (рожь, пшеница) при правильном сборе и обработке – уникальный художественный материал (по этому вопросу у меня проведены серьезные исследования). Сейчас по оценкам международных экспертов и искусствоведов – сложность работ запредельна. Но они, я думаю, наивны – вижу много картин с более ювелирной работой, но для этого есть возможность   разрабатывать   новые методики. Чем сейчас и занимаюсь.

 

- Сколько всего у вас картин?

 

- Сколько на сегодняшний день картин сделано, не считаю, примерно около двухсот. Одновременно веду несколько разноплановых работ- это позволяет технология .В каждой работе применяются различные комбинации разработанных методик и  каждую работу фиксирую в архиве.  В своей коллекции имею достаточно работ, чтобы в любой момент  принять участие в выставках. Очень важно, в каком зале выставляются работы и какого уровня зритель придет на выставку. 

 

- Получение патента в России - сложный процесс? 

 

- Получение патента - процесс документально чётко отработанный и составляет несколько этапов. Главное, что вы изобрели и насколько это уникально. Этапы по моему патенту были следующими. Сначала я подала заявку в Патент РФ с полным описанием изобретения - там определяют, к какому направлению знаний относится изобретение. Затем соответствующий отдел по базам данных пробивает, есть ли такое изобретение в стране или в мире. Потом, когда приходят к выводу, что такого в мире еще нет, то заявку принимают для разработки на патентование, а изобретателю направляют документ с перечислением всего, что он обязан предоставить ещё. Так, я должна была предоставить опытные образцы (картины), а также все расчеты и графики работ. Затем  в определенном институте исследованиями с образцами подтверждаются все расчеты и экспериментальные данные, а образцы затем возвращаются…

 

 

После этого опять по банкам данных проверяют, не запатентовано ли за это время аналогичное изобретение. Если нет, то комиссия искусствоведов и экспертов определяет направление патента по разделу искусство. Надо отметить, что по разделу искусство - это единственный патент за всё время Коми АССР и Республики Коми. Я запатентовала целостность технологии, но, в принципе по данному направлению  можно сделать ещё три патента. 

 

- Патент  может на 100% уберечь новаторство от воровства?

 

- Наступил век лжи и продажности. Нет документов и информации, которую невозможно было бы купить. Но не зная ещё многих составляющих, невозможно полноценно воспроизвести работу. 



Справка

 

Картины Галины Кулаевой находятся в различных музеях,  в частных коллекциях. Коллекция произведений, как новый, оригинальный вид искусства, включена в виртуальную сокровищницу «Русского музея». На счету Члена Союза художников России и Международной Федерации художников под эгидой ЮНЕСКО, Члена Международной  Гильдии мастеров-  Галины Кулаевой более 850 выставок, как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе состоялись две большие персональные выставки в Швейцарии - в Женеве во Дворце Наций ООН.

 

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ВЫПУСКИ РУБРИКИ

 

Из ученого-геолога - в художники: вдохновляющая история сыктывкарки, которая бросила диссертацию и основала школу рисования

 

Из следователя - в ведущие праздников: история от сыктывкарки о том, как кардинально сменить профессию и состояться в новой сфере

 

Из топ-чиновников - в массажисты. История о том, как выйти на пенсию, освоить новую профессию, выучить иностранный язык и написать книгу

 

Из сферы продаж - в инструктора цигун. История сыктывкарки - о потоке возможностей, которые появляются благодаря любимой работе

 

Из банковского служащего - в кремовары: вдохновляющая история сыктывкарки, которая променяла офис на жизнь в деревне

 

«В 55 жизнь только начинается»: сыктывкарка похудела на 20 килограммов и нашла работу мечты

 

«Идите на страх, меняйтесь, развивайтесь - и вы найдете свой путь»: сыктывкарка - о том, как увольнение с работы привело ее к делу жизни

 

Из журналиста - в психологи: вдохновляющая история экс-сыктывкарки о кардинальной смене профессии

 

«Быть, а не казаться»: история обнуления и переселения экс-сыктывкарки


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 93.03 EUR : 99.42 GBP : 115.48