Нет повести печальнее на свете, чем повесть о тротуарах в Сыктывкаре. Ощущение, что они пережили бомбардировку, не покидает горожан уже много лет. И речь идет не о тротуарах в пригороде - в самом сердце города ходить по пешеходной зоне иногда опасно из-за сколов, неровностей и ям. В 2016 году независимое издание «7x7» посвятило ущербным тротуарам целое расследование - корреспондент подсчитал количество убитой брусчатки и ужаснулся: поврежденными оказались 14 450 фрагментов! Прошло 6 лет ситуация с брусчаткой, да и в целом с тротуарами, качественно не изменилась.
Понятно, что жалобы в соцсетях никоим образом не меняют текущую ситуацию. Можно предположить, что ситуация может измениться благодаря активности горожан (петиции, подписи). Активисты же проекта «Дорожный респект» долго смотрели на разбитые пешеходные дорожки, а потом решили создать карту убитых тротуаров. Для чего? И как это решит ситуацию? Об этом в интервью рассказал активист проекта Борис Дианов.
- Когда вы решили создать карту убитых тротуаров? Что было причиной и катализатором?
- Идею создания карты убитых тротуаров подкинули подписчики группы Дорожный Респект. В какой-то момент в группу посыпалось огромное количество фотографий и жалоб на безобразные тротуары Сыктывкара. Мне захотелось как-то систематизировать эти знания, чтобы иметь общую картину. Тогда мы сможем помочь администрации города выявить самые страшные места, а заодно подсказать депутатам, какие точки города самые болевые.
- Люди откликнулись? Сколько фото вам прислали? Нашли ли для себя новые убитые тротуары? Есть ли ощущение тотального упадка?
- Видно, что у людей накипело. И это понятно, из года в год ремонтируют километры автомобильных дорог, забывая про тротуары. А ведь некачественная дорога на тротуаре более критична: если на автомобиле, угодив в ямку, вы просто почувствуйте небольшой дискомфорт, то на тротуаре есть вероятность подвернуть ногу или споткнуться, что может угрожать здоровью. Прислали очень много фотографий. Пока насчитали 17 улиц, порядка 100 фотографий. Я был шокирован Печорской улицей, такое ощущение, что там прошёл танк!
На этом фото показательна проблема ущемления пешеходов: улица Печорская уложена новеньким асфальтом, а пешеходы вынуждены ходить по грязи и проезжей части.
- Какие тротуары в столице самые убитые (брусчатка, асфальт)? В каких частях города?
- Самые убитые оказались тротуары, покрытые брусчаткой. Хотя на это влияет, в первую очередь, качество укладываемого камня. Есть места, где брусчатка лежит около двадцати лет и до сих пор в отличном состоянии. В других же местах, например на Куратова или Коммунне, как после войны!
Улица Орджоникидзе. Самые убитые места - это брусчатка. По таким дорогам даже велосипедисты BMX опасаются ездить.
- Когда планируете выпустить карту? В каком формате? Где будете анонсировать? Будете ли подключать мэрию?
- Эта карта будет в открытом доступе в нашей группе, если получится, сделаем с прикрепленными фотографиями, чтобы можно было оценить бедствие не выходя из кабинета. Так администрации города будет проще представить масштабы катастрофы, а значит предпринять меры, составить адекватный план по ремонту. Карта выйдет до конца мая, но будет периодически пополняться, ведь спешить по сути некуда: обычно осенью администрация планирует ремонт на следующий год.
На этом фото видно, что тротуар отсутствует вообще. Какая здесь может быть безопасность пешеходов? При этом места достаточно и для нормальной автобусной остановки.
- Карта - это хорошо, но есть ощущение, что одной картой делу не поможешь. Как качественно изменить ситуацию? Собирать подписи? Писать в СМИ?
- Первый шаг наша общественность уже сделала - обратила внимание на проблему. Кстати, это дало свои результаты: в августе 2020 года я выпустил на своей странице мощный ролик, который обратил внимание на тротуар по улице Горького, сегодня этот тротуар уже ремонтируют. Нужно понимать, что пока люди сидят сложа руки, никогда не появится герой, который сделает всё хорошо за них.
Улица Чкалова
Хорошо работают другие общественники, например Городские проекты, которые дают понять людям и руководителям администрации, что город - это не пространство, где должны главенствовать автомобили. Город должен быть удобен и для пешеходов, и для велосипедистов. Для всех горожан я бы посоветовал одно: не бойтесь взаимодействовать с администрацией города. Нужно знать, что пока в администрации не знают о проблеме, то проблемы не существует!