Фото портала Мой Сыктывкар

09.02.2022 | Обзоры

Страсти по муниципальному перевозчику. Создадут ли в Сыктывкаре новое предприятие и какое будущее его ждет

Январь в Сыктывкаре изобиловал новостями об автобусах - бунте некоторых перевозчиков, повышение оплаты без согласования с мэрией, отказ обслуживать социальные проездные. На фоне нарастающего негатива мэрия приняла решение в перспективе создания муниципального предприятия, которое возьмет на себя все городские перевозки и позволит их сделать прозрачными и управляемыми. Портал  «Мой Сыктывкар» обратился в администрацию с просьбой поделится конкретными шагами по реализации намеченного, а также попросил поделится мнением на счет грядущей реформы представителей перевозчиков и общественников.

 

Позиция мэрии

 

По ситуации на сегодня мэрия пока не может ответить конкретно ни на один поставленный вопрос о сроках реализации проекта и его наполнении. Дело в том, что проект находится только на стадии обсуждения, о конкретных шагах мэрия сообщит дополнительно, когда появится ясность в вопросе.

 

- Говорить о более конкретных шагах на данный момент считаем преждевременным, поскольку указанные вами вопросы находятся на стадии формирования задач и проработки вариантов их решения. Сейчас рассматриваются различные способы и организационно-правовые формы создания единого муниципального перевозчика, учредителем которого будет администрация города. Поэтому данное предприятие будет подконтрольным и подотчётным муниципалитету, а это значит, что администрация будет иметь все законные рычаги управления и воздействия. Таким образом, планируется добиться прозрачности, управляемости и стабильности. Главная цель – обеспечить качественное транспортное обслуживание жителей города.

 

Позиция перевозчиков

 

Мы узнали у одного из текущих городских перевозчиков АО «Комиавтотранс»  (регулируемые маршруты №№46 и 54), как компания оценивают перспективу создания новой муниципальной организации.

 

- В сообщении администрации столицы о возможном создании муниципального перевозчика мало информации для предметного обсуждения подобной инициативы. Готовы к коммуникации после появления более подробного плана по созданию такой структуры, - отвечает пресс-служба компании.

 

Однако эксперты, которые согласились оставить свое мнение с позиции анонимности, уверены: муниципальное предприятие в ближайшие годы не появится, так как его создание требует колоссальных финансовых затрат. 

 

- Если говорить предметно о затратах, но они пойдут приобретение техники, укомплектование штата (и это не только очевидные водители, и кондуктора, но и контрольно-ревизионная служба, технические специалисты, специалисты по безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, административно-управленческие единицы и т.д.), создание базы для стоянки и обслуживания автобусов, оплата коммунальных услуг и отчисления налогов, выделение средств на форму и закупка валидаторов, тахографов, обеспечение антиковидных мер и многое другое. Также встает вопрос, а как будет организована работа с другими перевозчиками? - отмечает собеседник портала.

 

Таким образом, эксперты останавливаются на трех вариантах развития событий. 

 

1) Идея о создании муниципального перевозчика умрет.

2) Идея о перевозчике перерастет в создание организатора перевозок (так сделано в очень многих городах) - эта организация занимается сбором выручки со всех маршрутов. То есть перевозчику не нужно думать о том, как сделать так, чтобы больше перевезти пассажиров, он просто будет получать сумму за проделанную транспортную работу. Это именно мэрия будет заинтересована сделать так, чтобы больше граждан прибегали к услугам (к примеру, провести транспортную реформу, сделать выделенные полосы, гибкие тарифы и т.п.).

3) Возможно мэрия возьмет в сублизинг автобусы у индивидуальных перевозчиков.

 

Позиция общественников

 

Общественники и урбанисты тоже оценили инициативу мэрии, посчитав и ее плюсы и риски. Плюсов, по мнению организации «Городские проекты» у проекта муниципального предприятия достаточно. По мнению урбанистов, муниципальные перевозчики надежнее и эффективнее, это доказал опыт других мировых и российских городов (Челябинск, Белгород). Один из самых очевидных плюсов: маршруты могут проходить там, где необходимо горожанам, а не там, где больше прибыль.

 

- Отличный пример, история маршрута 33а. Сыктывкарцы хотели, чтобы он продолжал ходить по улице Элеваторной, но перевозчик захотел больше пассажиров, поэтому пустил автобусы по Коммунистической, - говорит урбанист Дмитрий Махов.

 

Еще плюсы, по мнению урбанистов: закупка нового подвижного состава, белая зарплата и официальное трудоустройство работников. Как говорят общественники риски в том, что в настоящее время у администрации нет транспортных специалистов, аналитиков и урбанистов, которые смогут выстроит работу новой организации качественно. Кроме того, для создания муниципального перевозчика нужно много времени и много ресурсов. Как мы поняли из ответа мэрии, организация нового предприятия пока томиться только на стадии задумки.


Некоторые выводы

 

Пока на уровне имеющихся входных данных, можно лишь строить гипотезы о будущем проекта муниципального перевозчика. Действительно, создание предприятие решит много наболевших в сфере перевозок проблем, сделает транспортную городскую сеть более управляемой, чем в настоящее время. Однако создание подобного предприятия, по словам некоторых экспертов, выглядит некой утопией,. Причина этого вывода в том, что организация транспортной структуры требует колоссальных финансовых затрат и привлечения огромного количества специалистов, которых, в настоящее время, по мнению урбанистов, в мэрии и нет. Поэтому остается запомнить дату обещания создания муниципального перевозчика и следить за развитием событий в транспортной сфере.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 93.03 EUR : 99.42 GBP : 115.48