Семья Железовых уникальна в своем роде. Очень приятно, что цикл статей «Правила жизни», в которых наши респонденты поделятся личным опытом построения семейных отношений, открывают именно Железовы, потому что семьи для проекта подбираются по одному или двум выдающимся достижениям. А в этой семье сошлись сразу все критерии отбора, помноженные на гармоничность и целостность отношений, глубину взглядов на семейную жизнь. Портал «Мой Сыктывкар» побеседовал с Надеждой Ивановной Железовой – замечательной творческой личностью, супругой с 30-летним стажем и мамой четверых не менее творческих детей. Надежда известна сыктывкарцам своими проектами: она — талантливый педагог и репетитор, к которой за помощью обращается не одно поколение родителей, организатор творческой мастерской , автор краеведческого проекта "Но ты мне улица - родная" с проведением экскурсий по улице Димитрова, собиратель родословной. Но самым главным проектом жизни Надежда считает свою семью.
— Хочу сделать акцент на том, что у вас не просто благополучная и дружная семья, она очень творческая. Вы, благодаря воспитанию, в своей семье смогли дать возможность детям почувствовать творческое начало и развиваться. Как это сделать, для родителей это достаточно важный вопрос.
— Для детей, которые ко мне приходят обучаться, даже такой девиз есть: через творчество я вас научу учиться. Бывает, дети приходят, им никак наука не дается. Начинаешь разбираться — почему, например, геометрия не идет. Мы начинаем развертки разные делать, чертежи. Вроде бы ерунда, как будто бы играем, а потом они начинают понимать предмет через пространственное воображение. Или, протестировав ребенка, я приглашаю его для начала на мастер-классы. А через месяц глядишь, и усидчивость появилась, дело до конца хочет довести, а потом эти навыки переходят на учебу.
— Сколько лет вашей семье?
— Тридцать (смеется). В ноябре собирались всей семьей отмечать день свадьбы. Есть у нас такая традиция, дети как-то сами решили, что будут приезжать на день свадьбы папы с мамой. Встретились с Андреем, моим будущим мужем, совсем молодыми, нам было по 21 году, мы одногодки. Встретились случайно, нас подружка познакомила. Спустя много лет стали разбираться, что же так притянуло нас друг к другу. Оказалось, оба хотели проверить на правдивость: он меня хотел подловить, что я хотя бы иногда выпиваю (а я не пила абсолютно), а я хотела проверить, на самом ли он деле умеет делать все то, о чем рассказывает. Все оказалось правдой — он умеет, а я не пью. После окончания института сразу решили пожениться. И с тех пор тридцать лет не устаем друг друга удивлять, нам никогда не скучно вдвоем. С годами только сильнее любишь.
Андрей проработал пожарным 20 лет, был разведчиком, первым заходил в пожар. Я его жала с каждой смены. А он никогда и ничего не рассказывал про свою работу, берег мой покой. Говорил, что мне не надо этого знать. Единственный раз он пришел домой и плакал, когда выносил сгоревших детей из частного дома. Сейчас Андрей на пенсии, занимается любимым делом, он сварщик – получает заказы, работает с людьми, и каждый раз это творчество, поиск решений. Пытливость ума — это у нас семейное.
— Как воспитать пытливость ума?
— Как говорит мой сын Ваня (13 лет): «Мама, я прекрасно помню, как ты меня везде водила, когда я был маленьким». Да, надо везде водить, и не просто созерцать, а принимать участие. Есть дети, которые готовы с головой сразу погрузиться в действо, а я смотрю на своих – они сначала наблюдают, осматриваются, и правильно делают. Оцени обстановку — в чем ты силен, что не понимаешь; посмотри как другие делают, погружайся в вопрос. В любое дело, которое делаешь, надо погружаться, прощупать до дна, чтобы было устойчиво, чтобы понимать, что ты твердо стоишь, ты в теме. В том направлении, которое интересно, ты должен быть как рыба в воде. Эта глубокая погруженность автоматически ограничивает круг интересов и проектов, позволяет не скакать по верхушкам.
В любой семье самое важное – это корни, это наши дедушки и бабушки, то, как мы о них заботимся. Мои папа с мамой живы, им под 90 лет. У Андрея папа недавно умер, а мама еще жива. Дети видят наше отношение к ним. Понятно, что мы к родителям всегда хорошо относимся, но иногда я это делала даже показательно, когда было нужно, чтобы именно этот момент ребенок запомнил. И сейчас я замечаю, что наши дети начинают к нам относиться точно так же, как мы относимся к своим родителям.
— А что делать, если нет старшего поколения?
— Вот приходят иногда дети на занятия и говорят, что у них нет бабушки и дедушки. А некоторые делятся, что у них три дедушки и пять бабушек, и я им отвечаю, что они очень богатые. Как правило, я сразу отличаю детей, у которых есть дедушки и бабушки, и у которых нет. Это очень чувствуется, когда речь заходит о семье, о семейных ценностях.
Когда нет старшего поколения, то нужно чтить память, рассказывать о них, вспоминать. Дети любят рассматривать старые фотографии. В моей семье даже есть фото прабабушек. Кроме того я пишу свою родословную уже много лет, дошли до восьмого колена по женской линии. Теперь пробую со стороны отца, но это Украина, идет тяжеловато.
— Как вы собираете информацию по родословной?
— Мои предки по женской линии из Коми, из Удоры, тут все проще. Очень много информации мне дала моя бабушка. Еще в детстве я ее начала спрашивать, потом стала записывать. А бабушка знала столько, что никаких архивов не надо. Говорила, например: «этот, пиши, лучше всех в деревне играл на гармошке», и так по каждому. Я даже, помню, картотеку заводила. А потом систематизируешь, выгребаешь всю информацию из библиотеки, из архивов. Это очень увлекательно, параллельно познаешь себя.
Мое детство прошло в Печорском районе, в поселке Набережный, прямо у моста. Этот поселок строили заключенные. Сейчас я еще и историей своей малой родины занимаюсь, восстанавливаю историю поселка, пока живы все старожилы. Этим летом в планах съездить в поселок и начать работы по оцифровке местного кладбища.
— Как вы успеваете всем заниматься?
— Сейчас уже полегче (смеется). Когда дети были маленькие, то планов было громадье, а времени не было. Сейчас девочки уже замужем, только Ванюшка с нами остался один. Он — спортсмен, выиграл чемпионат мира по мечевому бою в 2023 году. В пандемию чемпионат мира проходил в Португалии, и нас не пустили, а в прошлом году он проходил в Москве. Начинал Иван с хоккея, но оставил этот вид спорта, потому что не командный игрок: он не может, например, толкать, применять силовые приемы, а вот один бы гонял по льду с удовольствием.
Когда дети ко мне ходят достаточно долго на занятия, я стараюсь дать родителям рекомендации по выбору вида спорта или творческих занятий, исходя из особенностей личности ребенка. И когда родители прислушиваются, то, как правило, получается у детей, и они занимаются с удовольствием.
— А как быть с подростками, которые ничего не хотят? Как в вашей семье решались подростковые проблемы?
— Мне было легче, потому что все мои дети очень творческие и рукастые. Только подашь идею – они пошли и сделали. Все трое моих девчонок шикарно рисуют, закончили художественную школу. Их всегда можно было легко вывести на интерес. А потом – я всегда была с ними. Предложили олимпиаду или конкурс – идем! Я все бросила, и мы пошли. Наметилась поездка — я все бросила и поехала с детьми. Быть все время с детьми – это очень важно. Я не понимаю, когда они выросли, это так быстро… И в это время надо быть обязательно с ним, с ребенком. И сейчас они вспоминают — помнишь, мы туда ездили, помнишь, мы там победили.
А семейный отдых – это для нас святое! Мы всю Россию вместе объехали с севера на юг и с запада на восток. Девочки вышли замуж, живут в разных городах, своими семьями, но каждый раз ближе к лету начинаются вопросы о том, куда мы с Андреем планируем ехать и можно ли им с нами, и до сих пор хоть кто-то из семьи, но пытается с нами поехать.
Кроме того, у нас есть общий семейный чат, куда я время от времени закидываю фотографии из их детства, и мы вспоминаем уже расширенным составом (с мужьями дочерей и их родными) какие-то забавные моменты, смеемся и делимся воспоминаниями. Совместные воспоминания очень сближают. В нашей семье на каждого ребенка оформлены отдельные фотоальбомы, помимо совместных семейных, и каждый раз альбомы поднимаются, и вся семья собирается за просмотром и делится эмоциями. Кроме того хранятся с большой любовью старые открытки и письма, детские поделки, семейные архивы. Сейчас особенно важно, когда девочки разъехались, чтобы они поддерживали связь, дружили, поэтому я прилагаю усилия, чтобы укреплять семейные традиции: напомнить о предстоящем дне рождения, продумать совместные планы, отметить вместе праздники. Но, с другой стороны, стараюсь не лезть в их семьи.
В семье важно чувствовать поддержку. Мой муж всегда очень легок на подъем: только спросишь, а он уже готов ехать, если это действительно нужно. Я могу всегда рассчитывать на его поддержку. У меня есть присказка: самая лучшая подруга – это мой муж. Но не надо все рассказывать даже самой лучшей подруге.
Так получилось, что никогда наш дом не был полон друзей, хотя хороших знакомых — очень много. Но мы никогда по этому поводу не страдали, мы всегда были с детьми. Дети — это наше самое ближнее окружение. И первое, о чем мы могли подумать, когда хотели пойти в гости, это проведать бабушку с дедушкой. Шли туда, где тепло и уютно, пусть даже нет развлечений каких-то.
Развлечения — это, конечно, тоже хорошо. Но по поводу развлечений у нас в семье есть свой принцип: если любишь развлекаться, то должен заработать себе развлечение. Например, я сегодня целый день готовила доклад, значит, завтра я могу себя порадовать и пойти в кино. Не надо все время стараться развлекаться, эти эмоции сначала надо заслужить. Приятно, что мои дети приняли этот принцип, не потому, что слепо копируют маму с папой, а потому что он действительно рабочий — так жить приятно.
— Вроде бы все просто и на поверхности, но так глубоко прочувствовано…
— Да, соглашусь… И еще одно правило есть в нашей семье, правда дети возмущались, как это — другим можно, а нам нельзя, но быстро поняли и согласились с нашими доводами. В подростковом возрасте частенько заходил разговор о том, что девочки ходят друг к другу в гости и там ночуют, и можно ли им пойти в гости с ночёвкой или подружек оставить на ночь. Но у нас в семье есть правило – у тебя есть свой дом, своя кровать, и ночевать ты будешь в своей кровати. Если родители отпускают твою подружку, и ее родители об этом мне скажут, то она, конечно, может прийти к нам и остаться на ночь, но ты будешь ночевать дома. По прошествии лет мои девочки понимают причину возникновения этого правила и безусловно соглашаются с его соблюдением в семье.
Так же всегда требовала ответственности за чужие вещи. Понятно, что если тебе холодно, например, то можно попросить вещь и сразу вернуть. Но это никогда не превращалось в обмен вещами, когда тебе, допустим, захотелось поносить чужую вещь. Это правило работает и в обратную сторону – если ты из дома что-то унес, то ты должен мне об этом сказать. Потому что ты ребенок, можешь забыть, и этой вещи в доме не будет. Вроде бы мелочи, но они спасают от многих проблем.
— Когда в семье ладится, все в хорошем расположении духа, то все просто и понятно. Но за столько лет бывали же какие-то конфликтные, острые моменты…
— Я сейчас жалею о том, что когда мы были молодыми (Ксюша родилась, когда нам было по 22 года), мы очень много предъявляли требований к ребенку. Например, все игрушки сейчас же убрать, спать не ляжешь, пока все не будет на своих местах. А сейчас я думаю, какая ерунда, валяются они и валяются, к чему были такие строгости? Поэтому о первом ребенке хочется заботиться всю жизнь больше, чем о других, его больше всех жалко. Но при этом нельзя сказать, что ты кого-то из детей больше любишь, это было бы очень странно. Пока ты молодой родитель, не надо быть слишком строгим, какие-то вещи надо принимать и отпускать. Но ты еще живешь по своим правилам, и привык, что у тебя, например, все прибрано, а тут – взяли и раскидали. Важен не порядок, важны отношения. Да и дети очень разные. Ксюша всегда занималась, усердно трудилась, а Ариша не хотела учиться, сразу сказала в первом классе — «так, у меня будут «пятерки» по окружающему миру и труду», так и доучилась до конца школы (смеется). Конечно, мне было обидно: как это — дочь учителя, а желания учиться нет, что это такое… Сначала я боролась, а потом поняла, что наши человеческие отношения намного важнее. А сколько родителей сейчас ко мне приходит на занятия, и у них с ребенком постоянная ругань. Я обычно спрашиваю: «а если учебу уберем из вашей жизни, что изменится?», и получаю в ответ — «будет прекрасно».
Хорошо, что я эти выводы для своей семьи сделала вовремя, и дочь за учебу не ругала, старалась во всем поддерживать. Дочерей иногда даже вызывали к руководству школы, но я не позволяла себе никогда их ругать при ком-то, а вот вышли – уже можно пообщаться. Дети всегда чувствовали эту поддержку, и могли на меня рассчитывать: плохо или хорошо, но мама всегда прибежит. Несмотря на разное отношение к обучению, все они выросли успешными и самодостаточными людьми.
С девчонками больше всегда возилась я, а Ваней занимается папа: ходит на родительские собрания, участвует во всех событиях его жизни. Даже если с Ваней куда-то еду я, папа тоже поедет обязательно. Для мальчишки присутствие папы очень важно. Он пример с него берет.
— Что делать, если в семье нет папы? Мальчишка растет, а папы нет…
— Что ж сделаешь, всякое бывает. Вот, например, моя подруга со студенчества растила сына одна. Она прекрасно понимала, что парню нужен папа, и привлекала к воспитанию своего отца. Или перед глазами пример моей двоюродной сестры: она тоже одна растила мальчишку, и всегда отправляла его то на рыбалку, то что-то мастерить с родственником по линии мужа.
— То есть, мужской пример всегда должен быть перед глазами.
— Да. Например, у моих девочек чаще всего преподавателями были женщины, в той же художественной школе. А если я что-то выбираю Ване, то обязательно, чтобы тренером был мужчина. Чтобы мальчик видел рядом больше образов мужчин, впитывал их поведение.
И еще одно наблюдение: когда девочек воспитываешь, то держишь их на одном уровне с собой – тебе тяжело, и мне тяжело. А с мальчишками надо играть. Надо показывать, что ты женщина, что тебе нужна помощь, даже когда она не особо нужна.
Мой сын очень не любит, когда его целуют, обнимают. Но мы нашли выход – он подает руку, появилась привычка обмениваться рукопожатиями, потому что телесные прикосновения в семье необходимы. Можно играючи померяться ростом с ребенком, между делом обнимая за плечи. Придумывайте, находите компромиссы, для психологического здоровья прикосновения очень важны.
В нашей семье все любят выезжать на природу, наблюдать за ней. Всегда интересно, кто как выходит из леса: кто-то с грибами, Ксюша – с корягами, Ариша – с букетиком и рассказом о том, кого она в лесу видела. Соня всегда просит насобирать грибов, потому что очень любит их чистить. Мы соберем ей гору, и она будет чистить за всех.
Готовить в семье все очень любят и хорошо готовят, даже Ваня уже многое умеет, потому что всегда вместе готовим на кухне. Когда дети были маленькие, часто устраивали кулинарные сказки.
Была еще одна семейная традиция – праздновать каждый этап жизни ребенка. Например, Ксюша пошла в первый класс. Мы развесили фотографии, всех позвали, табуреточку поставили, вторую повыше - как переход на следующую ступеньку. Такое посвящение – ты стала первоклассницей. Нащелкали фотографий. Все эти моменты они помнят. Да и сейчас Соня закончила институт – подарки, поздравления, чествования. Все атрибуты таких маленьких домашних праздников хранятся в семейном архиве.
Шили всегда очень много. Старшие ходили в школу в таких дизайнерских нарядах! Как раз тогда форму отменили. В моде были эмо, готы. Девочки ни к кому не примкнули, но элементы в одежде были очень интересные. Я частенько подсовывала дочерям нужный материал, и они все шили сами. Самое главное для родителей – не дать затухнуть идее и вовремя предоставить материал для творчества, поддержать замысел. Точно так же я могу в своих творческих планах рассчитывать на помощь и поддержку мужа.
— Как у вас в семье принято общаться с родственниками?
У нас с Андреем очень много родственников, двоюродных братьев и сестер. Поначалу мы не особенно с ними общались, держали дистанцию. Но со временем все двоюродные подружились, мы даже специально искали друг друга. И сейчас прикладываем все усилия, чтобы их дети с нашими дружили, укрепляли родственные узы, поддерживали отношения, переписывались в соцсетях.
Сейчас, когда девочки разъехались по разным городам, они постоянно звонят бабушке с дедушкой — узнают новости, рассказывают о своих планах и достижениях.
— Откуда берете энергию для реализации всех своих многочисленных проектов, разных задумок и направлений деятельности, учитывая тот факт, что как у айсберга — большая, подводная часть энергии тратится дома.
— Я думаю, из детства. Это в детстве закладывается. Моя мама работала учителем, и нас всегда окружали ее коллеги. Такие разносторонне увлеченные, интересные личности! В нашем доме в поселке собиралась вся интеллигенция, и я от каждого что-то взяла для себя.
А потом перед глазами был всегда пример мамы с папой. Папа – рабочий человек, ни секунды не сидел без дела, мастерил все своими руками. В возрасте 70-ти лет построил себе еще один дом.
Очень важно воспитывать оптимизм, не сдаваться и идти к намеченной цели. Верю, что есть высшие силы, которые помогают нам двигаться вперед. Я прекрасно понимаю, что не может быть всегда все хорошо, но обязательно все наладится со временем, надо только подождать. Когда все хорошо, и нет никаких препятствий, ты успокаиваешься, замираешь, и движение останавливается.
*Проект реализуется при финансовой поддержке Минцифры Республики Коми