В рамках цикла статей «Правила жизни» знакомим вас еще с одной удивительной и талантливой династией – семьей Горчаковых. Мы встретились с ярким представителем этой творческой семьи – заслуженным работником Республики Коми, народным артистом Республики Коми, дважды лауреатом премии Правительства Республики Коми, ветераном труда, почетным ветераном города Сыктывкара Александром Гениевичем Горчаковым. Поговорили о таланте, творчестве, попытались разгадать тайну любви к искусству, которой пропитана семья на протяжении многих лет.
– Александр Гениевич, расскажите, кто зажег в вас и в сердцах ваших родных любовь к творчеству?
Фото. Гений Горчаков
– Конечно же, это наши родители. Отец, Гений Дмитриевич Горчаков - артист и драматург, поэт и прозаик, Заслуженный артист Коми АССР, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Именно он основал народный театр в селе Объячево. Сейчас этот театр носит его имя. И мама – Татьяна Митрофановна Горчакова (Дымова). Замечательная и талантливая актриса с прекрасным певческим голосом.
– Где свела судьба ваших родителей?
– Родители познакомились во время обучения в театральной студии Николая Дьяконова. Мама была просто красавицей, отец не мог в нее не влюбиться. Ее руки даже просил Яков Перепелица, он мне сам когда-то в этом признался. После завершения учёбы родители стали работать в колхозно-совхозном передвижном театре села Объячево.
В 1946 году родилась Светлана, в 1948-ом – Владимир, через год Дмитрий, в 1951 году я. Брат Евгений родился в 1956 году, а Василий – 1958-ом.
Фото. С мамой Татьяной Митрофановной
Мама очень рано ушла из жизни, ей было всего 40 лет. Конечно, для нас это было трагедией, боль утраты была невосполнимой. Тем ни менее она помогла расцвести нашим талантам, поддерживала в начинаниях. Ее теплота и любовь навсегда остались в наших сердцах.
Все тяготы воспитания детей легли на отца. Но мы справились со всеми трудностями и сумели найти свой путь в жизни.
Позже отец стал директором районного дома культуры, заведующим отделом культуры прилузского райисполкома, руководил народным театром. С 1967 года заведовал дворцом культуры Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. В одно время возглавлял отдел искусств министерства культуры Коми АССР, но вновь вернулся в эжвинский дворец культуры, где трудился до выхода на пенсию.
– Расскажите о ваших братьях, сестре. Все ли пошли по родительским стопам?
– Знаете, в нашем доме всегда царила атмосфера творчества. Кроме того, мы часто ходили в театр на спектакли, участвовали в постановках. Родители показали нам многогранную творческую жизнь, красоту музыки и искусства, все это впитывалось в нас с детства. Видимо, поэтому почти все выбрали творческий путь.
Фото. Светлана Гениевна
Светлана уже со школы участвовала в художественной самодеятельности, играла в спектаклях. Окончив школу с золотой медалью, поступила в Ярославское театральное училище им. Ф. Волкова. В 1983 году получила высшее образование в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского. Много лет была актрисой Коми республиканского драматического театра, затем была назначена главным режиссёром. В 1992 году под её руководством создаётся Государственный театр фольклора Республики Коми. В свое время она была и министром культуры Республики Коми. Но в 2003 году сестра вернулась в свой Театр фольклора и работает в нем до сих пор. В 2005 году театр получил статус «Национальный музыкально-драматический театр».
Светлана – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Коми АССР, заслуженный артист Коми АССР.
Фото. Владимир Гениевич
Родители привили любовь к искусству и Владимиру. Музицировать он начал с 8 лет на стареньком баяне отца. В 1965 году поступил в Сыктывкарское музыкальное училище по классу балалайки, после службы в армии – в Ленинградскую консерваторию. С 1978 года работал преподавателем, заместителем директора и директором Сыктывкарской детской музыкальной школы. Под его руководством создан ансамбль «Югыд кодзув», первый состав которого состоял из преподавателей народного отделения музыкальной школы. Владимир – один из вдохновителей создания Гимназии искусств. В самые первые годы её существования именно он создал из учащихся оркестр народных инструментов.
Брат был очень талантливым человеком, у него было много творческих замыслов. Но, к сожалению, его жизнь оборвалась очень рано, Владимиру было лишь 50 лет.
За творческие успехи и большой вклад в развитие культуры Республики Коми в 1993 году Владимир был удостоен звания «Заслуженный работник культуры Республики Коми».
Фото. Семья Горчаковых
Евгений учился в Сыктывкарском училище искусств на актёрском отделении. После окончания работал в Республиканском драматическом театре, на телевидении и в театре фольклора. К сожалению, Евгений тоже ушёл из жизни очень рано – в 48 лет.
Василий после школы тоже закончил актёрское отделение училища искусств. В 1982 году поступил в Пермский институт культуры. По окончании учёбы руководил театральной молодёжной студией «Импровиз», играл в ансамбле Дома культуры «Авиатор». В трудные 90-е годы перешёл в ЗАГС, где и работает по настоящее время музыкантом-оформителем. Василий пишет музыку и слова, занимается аранжировкой музыкальных произведений. Буквально недавно отправил мне по телефону новое произведение, которое исполняет вместе с женой.
Фото. Василий Гениевич
Дмитрий – единственный из нас, кто пошел иной дорогой, хотя и он обладает творческим талантом. Он с детства любил лошадей, скорость. Вырос, окончил курсы водителей и всю свою жизнь проработал водителем-дальнобойщиком, объездил весь Советский Союз и продолжает ездить по России по настоящее время.
– Удивительно… А какая она – атмосфера творчества?
– Дом детства чем-то напоминал репетиционный зал. В нём почти никогда не смолкала музыка. До сих пор помню, как мама завораживающе напевала старинные романсы и песни из советских кинофильмов, репетировала сцены из спектаклей. Отец тоже то писал музыку, то что-то напевал, сидя за столом за нотами, играл на баяне. Помню, как отец учил Светлану читать басни, как ставить голос, держать себя на сцене.
Музыка не смолкала и при гостях. Мы, маленькие, лежали на полати и слушали, как взрослые напевали «Ой ты, зима морозная. Ноченька ясно-звездная» и другие известные в то время песни.
Фото. Александр Гениевич за игрой на разных музыкальных инструментах
– Когда вы связали себя с музыкальным искусством?
– Вообще я мечтал стать баянистом или моряком. С наслаждением слушал песни «Черное море мое», «Шумит волна, звенит струна». Но любовь к творчеству взяла верх. С пяти лет начал учиться игре на баяне. Аккомпанировать стал еще в школе. Мама вела танцевальный кружок в Доме пионеров села Объячево, а я наигрывал на баяне «Ах вы сени, мои сени», полечку. 4 года учился в сыктывкарской музыкальной школе, в 1967 году поступил в Сыктывкарское музыкальное училище в класс композитора Якова Перепелицы. По окончании училища в 1971 году меня направили в родное село Объячево, назначили директором музыкальной школы, работал преподавателем по классу баяна.
В то же время меня тянула эстрада. Решил в родном селе возродить музыкальную жизнь – создать при доме культуры эстрадный вокально-инструментальный ансамбль. Дал объявление по обучению на гитаре. Желающих было много, пришлось организовать конкурс. Потихоньку начал закупать музыкальные инструменты, во время командировок в Сыктывкар приобрел саксофон, трубу, гитару. В итоге из своих учеников собрал ансамбль. Были и певцы, среди них - Владимир Ванеев, ныне выдающийся солист Мариинского театра, народный артист Российской Федерации.
– Как получилось, что вы стали композитором?
– Играя на баяне, я часто сочинял вариации. Однажды друг мне сказал: «Здорово получается, тебе нужно идти в композиторы». Подумал, а почему бы и нет.
Во время одной из командировок в Сыктывкар я познакомился с Михаилом Львовичем Герцманом, рассказал о себе, о своем творчестве, попросил оценить произведения. Он послушал и пригласил к себе на уроки, и в течение последующих четырех лет я заглядывал к нему во время командировок в столицу. Помню, однажды у меня не получилось приехать. Позже Герцман вспоминал об этом, мол, обещал, а не пришел. Через неделю, когда я все-таки явился, он спросил о моем отсутствии, а я в ответ - «самолеты не летали», а он: «при чем тут самолеты?». Я ж, говорю, из Объячево к вам на самолете прилетаю. Герцман, конечно, удивился, что к нему на уроки на самолете прилетают!
Хотел поступить в Ленинградскую консерваторию, но не смог сдать вступительные экзамены – не было должных знаний. И решил вновь поступить в музыкальное училище, но уже на теоретическое отделение. Через четыре года я поступил в Горьковскую консерваторию (ныне Нижегородская консерватория) на теоретико-композиторское отделение. Там я стал сочинять более солидные пьесы, произведения, камерные ансамбли.
После окончания консерватории работал в хоровой школе мальчиков по классу баяна, затем в Институте языка и литературы Коми научного центра.
– Известно, что музыкальное оформление к одной из режиссёрских работ Светланы Гениевны — спектаклю по пьесе Н. Белых «Анисья» – было вашим. Как работается с сестрой, как быстро вы находите общий язык, смотрите ли в одном направлении?
– Да, после окончания консерватории ко мне обратилась Светлана с просьбой написать музыку к спектаклю «Анисья». Видимо, стеснялась еще обращаться к именитым композиторам. Я согласился. Работалось легко, Светлана приняла мою работу, музыка хорошо подошла к спектаклю. Оркестровал музыку с ансамблем брата Владимира «Югыд кодзув». У пьесы был успех. На премьере присутствовал Иван Павлович Морозов. Я был рад, что моя музыка зазвучала в театре.
Стоит сказать, что первой совместной работой с сестрой была новогодняя сказка–радиоспектакль по пьесе отца. В дальнейшем я сочинил музыку к спектаклю «Вӧр керка» (Лесная избушка). Общей работой стала и опера-сказка для детей «Ручильӧй да Кӧчильӧй» (Лисонька и Заинька): автором сказки был отец, Светлана – режиссером, а я – автором музыки. Вообще предыстория была такова. Отец ругал меня, что пишу мало песен. А мне, как профессиональному композитору, хотелось написать музыку для оперы или балета. Говорю отцу: «Сочини либретто», для примера показал отрывок из русской сказки «Лиса и заяц», отец воодушевился этой идеей и написал либретто, которое стало нашим общим творческим проектом.
– Легко ли работать в родственном тандеме?
– Как профессионалы мы с пониманием относимся друг к другу, при необходимости подсказываем, даем советы. Песни и музыку обсуждаем и всегда находим общий язык. Светлана говорит, что музыка помогает режиссеру лучше раскрыть спектакль.
Кстати, во время семейных встреч у нас табу – работу мы обсуждаем только на работе, оставляем только теплое общение друг с другом.
– Помогает или мешает в жизни то, что у вас именитые родственники?
– Нет, конечно, не мешает. Стараемся помогать друг другу.
Была такая ситуация. Работая в Институте языка и литературы Коми научного центра, я занимался научной деятельностью, писал статьи, проводил исследования. А отец все хотел, чтобы у меня был «урожай песен». Мне дали небольшую комнату в общежитии, уже родился второй сын, условия не позволяли заниматься творчеством. Отец поговорил с Володей и Светланой, собрал нас, и мы вместе сходили в горисполком, чтобы попробовать решить вопрос с квартирой, тем более, что я стоял в очереди с 1978 года, а на дворе был 1994 год. Но тогда ничего не получилось. Потом отец во время съезда коми народа написал письмо Юрию Спиридонову с просьбой помочь решить вопрос. Спиридонов прочитал письмо, поговорил с отцом. Выяснилось, что кроме меня многие работники культуры нуждаются в жилье, и он дал указание специально построить дом для работников культуры. Юрий Алексеевич вручал мне ордер лично.
– Творческий путь вашего рода продолжает ваш сын Семен.
Фото. Семен Горчаков
– Семен с детства любил петь. Пел везде – в автобусе, по пути на рынок, дома, любил выступать в гостях. Он сам выбрал творческий путь. Еще в детском саду отдали на домру. Потом как-то в комиссионном магазине я увидел недорогую скрипку и купил, решили учиться играть на ней. 6 лет обучался в Гимназии искусств при главе Республики Коми игре на скрипке, в 7 классе перешел в лицей при СГУ. После лицея пробовал поступить в театральный институт, но не получилось. Год проучился на историческом факультете в РГПУ имени А.И. Герцена. Потом еще раз попытал счастья и все-таки поступил в Театральный институт имени Б. Щукина на актера, окончил с красным дипломом. С 2017 года работал артистом Национального музыкально-драматического театра Республики Коми, параллельно 6 лет обучался в Щукинке на режиссера, и тоже окончил с красным дипломом. За это время он успел сыграть не только яркие роли, но и поставить ряд спектаклей. В 2023 году Семен стал лауреатом премии Правительства Республики Коми за постановку спектакля «Настасья Филипповна» по сценам из романа «Идиот» Федора Достоевского. Сейчас он является актером Национального театра Карелии.
Бенефис Семена на сцене дома художников в марте этого года. Фото Евгения Муравьева
Старшего сына Демида я тоже отдавал в музыкальную школу, он учился на пианино. Но, видимо, я был слишком строг к нему, требовал от сына сверхвозможного, и он выбрал другую профессию. Поступил в университет на физико-математический факультет, теперь его работа связана с компьютерами.
– Чем вы занимаетесь сегодня? Каковы ваши творческие планы?
– Сейчас я руковожу ансамблем «Гордаяс» при Эжвинском центре коми культуры. Недавно начал преподавать в Колледже искусств Республики Коми.
В ближайшее время выйдет в свет новый сборник «Нимав, Коми му». Так называлась моя первая песня, слова - Виктора Напалкова. В сборник вошли и популярные песни из спектакля «Анисья».
Недавно взялся писать новую песню на стихи Александра Ульянова «Мамö» (Мама). Хочется посвятить ее дорогому человеку — маме, которая, как и отец, открыла нам прекрасный мир творчества, за что мы им очень благодарны!
*Проект реализуется при финансовой поддержке Минцифры Республики Коми