Русская проза богата на урожай глубоких фундаментальных вневременных книг с тонким смысловым послевкусием, актуальных и ныне.
Берясь за перо, русские классики все как один руководствовались отнюдь не желанием развлечь читателя легким чтивом, а задавались благой целью поделиться с ним своими глубинными мыслями о житие и нравах, хотели разбередить и расшевелить мыслительный процесс читающего и сделать этот мир чуть лучше.
Русская классическая литература – уникальная наливная проза и поэзия, и выбрать всего 10 книг – задача не из легких. Вообще, каждый читатель выстраивает в голове собственную иерархию лидерства и литературных приоритетов. Здесь и сейчас – авторское видение ступеней в лестнице русской литературы, взбираясь по которой можно без труда поднять на нужный уровень свой мыслительный процесс.
1. Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».
На правах хозяина и автора подборки выдвигаю вперед свою любимую книгу и, по совместительству, признанный литературный шедевр, где «все смешалось»: религия и оккультные мотивы, горечь жизни и тончайший юмор, обывательское болото и великая любовь. Это кладезь насыщенных мыслей о добре и зле как формах бытия. При каждом прочтении, счет которым уже идет на десятки, открывается какая-то новая грань.
2. Федор Достоевский, «Униженные и оскорбленные».
Сочное и жгучее чтиво, где до мелочи прописана жизнь низов, есть живая интрига и загадка, и проносится вереница неоднозначных характеров. В отличие от других произведений Достоевского, сюжет здесь есть, и весьма живой и любопытный.
3. Василь Быков, книги о войне.
Читать о войне – прямая обязанность потомков тех великих людей, коим стал каждый переживший военные годы. Тем более в условиях дефицита качественного кинематографа на эту тему. Подвиг - это не что-то отвлеченное и философское, а конкретные дела простых солдат и людей. Быков прошел войну сам, пишет он о ней просто и лаконично, но глубоко, живо и интересно .
4. Лев Толстой «Воскресение».
Тернистый и непростой путь перерождения человека, глобальной переоценки ценностей. Нет витиеватых толстовских фраз и развернутых отвлеченных авторских размышлений. Свои собственные мысли наперебой рождаются сами по мере прочтения.
5. Иван Тургенев «Записки охотника».
Каждая живописная строка произведения буквально пропитана любовью к людям, нравам, природе и стране в целом. Автор воспевает поэтику и красоты природы, раскрывает колоритные характеры под запеченную картошку у костра. Книга разбередит фантазию, наполнив ее старинными россказнями о русалках, леших, загадочном папоротнике…
6. Николай Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Еще одна яркая книга из разряда рельефного жизнеописания народного колоритна, быль и небыль, слитые воедино. Говоря словами Пушкина: «вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»
7. Владимир Набоков, «Лолита».
Смелая литературная выходка Набокова, описавшего провокационную страсть взрослого мужчины к маленькой девочке. История вышла на удивление не пошлой и не поверхностной.
8. Иван Бунин, «Тёмные аллеи»
Автор пристально и кропотливо изучает самые темные уголки человеческой души. Все это в неизменно прекрасном, по-бунински живописном словесном обрамлении.
9. Борис Пастернак «Доктор Живаго»
Непростая судьба думающего русского интеллигента. Это Пастернак, это – дебри смысловых линий и глубокая семантическая подоплека в каждой строчке. На страницах - «энциклопедии русской жизни» до и после революционного времени.
10. Евгений Замятин «Мы».
Целостная и чрезвычайно неприятная в своей бесцветности и скучности картина будущего. Читательская фантазия начинает бунтовать против, прозрачного стекла, отсутствия имен и прочих бездушных атрибутов будущего. Но все ж эта книга не о противодействии природного человеческого духа рациональному, и механизированному, а о любви.