Фото портала «Мой Сыктывкар»

01.02.2022 | Обзоры

Меньше желтого, больше прозрачного: урбанист — об идеальных остановках в Сыктывкаре

В Сыктывкаре уже много лет не очень хорошо с остановками - их обклеивают рекламщики, разрисовывают вандалы, заваливают нечистотами не слишком сознательные горожане. Почему проблема решается медленными темпами? И как убыстрить этот процесс? Мы прогулялись с урбанистом, главой сыктывкарского отделения фонда «Городские проекты» Дмитрием Маховым, изучили остановочные павильоны -  и создали небольшой топ: от остановок, от которых следовали бы избавиться, до остановок, которые радуют глаз.



Желтые остановки - красный флаг для вандалов

 

В сентябре 2020 года Сыктывкар атаковали расклейщики выборных плакатов - они изуродовали не одну стену дома, и не одну автобусную остановку. Проблему нужно было срочно решать, поэтому в администрации подумали, что покрывать остановку специальной желтой износостойкой краской будет прекрасной идеей. Идея действительно была хороша, потому что сравнительно небольшие вложения способствовали почти мгновенному преображению остановочных комплексов. 

 

- Дорожное хозяйство вместо того, чтобы обновить или отмыть от рекламы и тегов остановку, просто тупо покрасили в желтый цвет, - говорит Дмитрий Махов.

 

Однако создатели идеи не приняли в расчет менталитет горожан, которые могут также быстро покрыть остановку вандальными надписями и рекламой. Проблема в том, что желтый фон буквально кричит вандалам: не проходите мимо. В итоге, практически все желтые остановки в Сыктывкаре выглядят удручающе.

 

Вывод: По словам урбаниста,  не стоит больше покрывать остановки желтым составом, следует искать этому альтернативу.

 

- Окрашенные в жёлтый цвет павильоны смотреться крайне не эстетично, как-то по колхозному. Кроме того, такой цвет смотрится чужеродно и не вписывается в городскую среду.  У меня даже есть предположение, что тэги на желтых остановках появляются в знак протеста, - резюмировал урбанист.

 

Серые остановки - крутая альтернатива желтым остановочным комплексам

 

К счастью, альтернативу в мэрии все же нашли. С прошлого года в Сыктывкаре начали появляться остановки из специальной ламинированной фанеры и козырьком из поликарбоната.

 

На серых остановках вандальные надписи сильно не видны

 

В частности, подобные остановки появились на улице Пушкина, Сысольскому шоссе и в сыктывкарской Орбите. Визуально Они выглядят более опрятно и вандальные надписи на них не так видны, как на желтых остановочных комплексах.

 

Вывод: Крутая альтернатива. Было бы прекрасно все желтые остановки заменить на подобные серые. Обновленная фанера смотрится гораздо эстетичней, считает урбанист.

 

Самые красивые/самые беззащитные

 

Было бы неверно утверждать, что в столице Коми все беспросветно плохо с остановками. В центре столицы, на Октябрьском проспекте, на улице Димитрова, на улице Коммунистической, на улице Печорской поставили стильные стеклянные остановки, которые к тому освещаются в вечернее время. Как показывает опыт других городов, преступлений в стеклянных остановках происходит меньше, так как нарушителя видно издалека. 

 

Конечно, и стеклянные остановки время от времени разрисовывают - МПК «Дорожное хозяйство» не скупиться на гневные высказывания в своем сообществе в социальной сети. Однако, по словам урбаниста, силы рабочих муниципального предприятия могло было бы сберечь использование специального антивандального покрытия.

 


- Стеклянная остановочный комплекс стоит от 150 до 300 тысяч рублей. Полагаем, что для городского бюджета это не такая большая сумма, учитывая, что можно сэкономить средства на ненужных по ГОСТу металлические ограждениях, которые до сих пор устанавливают в разных частях города. Единственно, мне не хватает коми айдентики на новых остановках: небольшой национальный элемент подчеркнул бы идентичность региона. Тем более, что в Сыктывкаре уже есть положительный опыт применения коми орнамента на качелях на площади «под часами» и на 9-этажках в Орбите, - резюмировал урбанист. 

 

По мнению урбаниста, появившиеся граффити нужно убирать молниеносно, чтобы вандал, который потратил энергию на свое «творение», увидел, что смысла в его работе и нет. Так с вандалами, например, успешно боролись  в Нью-Йорке в девяностых годах (так работает «теория битых окон»: там, где распространены вандализм и криминал, преступления совершаются быстрее, потому что общество не видит в этом ничего предосудительного).

- В некоторых городах России активисты «Городских проектов» самостоятельно изготавливали антивандальное покрытие, наносили на поверхность и фиксировали результат: нанесение надписей в последующем становилось затруднительным. То есть положительные кейсы в этом направлении существуют - и мы писали в мэрию о подобном способе защиты остановок. Однако администрация отказала в реализации проекта, отметив, что результат антивандальных покрытий их не удовлетворяет, - отмечает Дмитрий.

 

Вывод:  По мнению урбаниста, проблему можно решить системным путем - нанести на поверхность остановки специальное антивандальное покрытие, совершать регулярные обходы остановок, назначить ответственных за вандализм, которые будут незамедлительно обо всех фактах порчи имущества сообщать в полицию.

 

Кстати

 

В подборку не попали остановки, которые уже десяток лет пугают своим видом прохожих: в большинстве своем они сконцентрированы в Орбите. Кроме того, есть  ряд остановок Шредингера: они одновременно есть - и их одновременно нет: о существовании остановки можно судить в лучшем случае по скамейке, а в худшем случае только по табличке, обозначающей остановку (такие остановки есть в Лесозаводе, на улице Энгельса, на улице Южной и так далее. Интересный факт, на который указал урбанист, в Сыктывкаре из 339 остановок общественного транспорта только 155 (48%) оборудованы павильоном (по информации на осень 2021 года). Но к этой остановочной проблеме мы вернется в следующим выпусках городской рубрики.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 93.03 EUR : 99.42 GBP : 115.48