В течение 2019 года Сыктывкар понемногу рос и менялся - появлялись новые дома, ремонтировались дороги, устанавливали арт-объекты, даже впервые за свою историю города покрыли гранитом центральную ее часть. Так сказать, дорого, богато и, самое главное, на века. Портал «Мой Сыктывкар» в преддверии нового года спросил у известных городских урбанистов, как они оценивают изменения. По нашей просьбе активисты посчитали плюсы и минусы. Спойлер - минусов больше.
Гражданский активист, создатель группы «За комфортный Сыктывкар» Станислав Штралер:
Плюсы.
- Город меняется, и это видно. Но как всегда перемены касаются только центра. И это более заметно в связи с приближающимися датами юбилея республики и проведением спортивного мероприятия по хоккею с мячом.
Минусы.
- Во дворах ремонты проводятся с помощью нацпроектов. Но, почти никто не вспоминает о зонах передвижения внутриквартальных проходов и проездов. А зоны являются не придомовой территорией.
- Восстановление и ремонт дворов и общественных зон не совсем проработано. А тех, кто хочет привести свои дворы в порядок, в городе очень много. Про пригород я вообще молчу.
- Увы, но зон отдыха и парковок в городе не хватает. Жалко, что строительные корпорации и некоторые предприниматели этим пользуются. Например, обещают жителям обустройство парковочных мест на свободных местах, но вместо этого, выкупив территории, продают земли под строительство многоквартирных домов.
- Плохо в городе проработана схема планировки новых застроек. Город растет вверх на очень малых площадях. В ближайшие 10 лет Сыктывкар встанет в пробках. Надеюсь, что администрация города будет более расположена к жителям города для решения общегородских вопросов.
Активист общественной организации по развитию городских инициатив «Проект 1780» предприниматель Дмитрий Махов.
Плюсы.
- Внесение изменений в правила благоустройства Сыктывкара и внешнего облика зданий (адресных табличек, вывесок, кондиционеров и антенн на фасадах зданий)
- Администрация прислушивается к общественникам и работает с ними сообща.
- Ремонт улиц, в частности, Коммунистической от площади до парка Кирова.
- На отремонтированном участке улицы Советская провода убрали под землю, город стал просторней выглядеть.
- Новые автобусные остановки.
- Парк «Строитель».
Минусы.
- Проблема очистки дорог и дворов в 2019 году оставалась актуальной.
- Город до сих отдает приоритет авто, а не пешеходам. Потому что после снегопада в первую очередь чистят Стефановскую площадь и автодороги, а вот остановки и тротуары в последний момент.
- Массовая застройка многоэтажек.
- Практически не решаются проблемы с общественным транспортом, как ездили некомфортные ПАЗики, так и ездят.
- На новых отремонтированных участках есть маленькие неточности, что говорит о том, что надо тщательней подходить к проектированию, чтобы в дальнейшем не пришлось переделывать.
Гражданский активист, координатор движения «Сыктывкар-автобус» Вячеслав Слюсарев.
Плюсы.
- Город начал вкладываться в ремонт фасадов центральной исторической части города.
- Безусловно, город переходит от концепции высоких глухих заборов к концепции маленьких аккуратных красивых заборчиков.
- Благоустройство спуска к Коммунистической - плиточка, фонари, зауженные въезды на узкие части улицы Коммунистической.
- Хороший пример постройки нового малоэтажного здания на улице Орджоникидзе. Оно вписано в среду. При строительстве были учтены соседние здания и перекресток, его архитектурные особенности.
Минусы.
- Город упорно не хочет быть готовым к зиме вовремя. Мы сразу видим, что у администрации города есть четко выстроенный приоритет - автомобильный транспорт, дороги. То есть в первую очередь начинают экстренно чистить дороги для обычных автомобилей, а через какое-то время начинают задумываться об очистке остановок, в последнюю очередь вспоминают о пешеходах и тротуарах. И мы понимаем, что этот приоритет - сначала автомобили, а потом люди, говорит нам о том, что наша администрация не очень заботится о горожанах. Между тем, направленность на людей - это, собственно, то, на что должна быть направлена урбанистика.
- Въездные дорожки во дворы с центральных улиц - все заледенелые. Подсыпка песка или уборка не исправляют ситуацию, их нужно просто скалывать, но этого никто не делает. В итоге, мы получаем такие ситуации, когда бабушка живет в одном доме, магазин - в соседнем, но она не может до него дойти, потому что преодолеть 2-3 метра голого льда она не может.
- Мы имеем целую программу благоустройства скверов в городе. Но у меня создается ощущение, что эти программы несистемны. Вот в прошлом году была мысль, что отремонтируют и благоустроят площадку перед бассейном. Насколько помню, на это выделяли деньги и даже прошел конкурс. Но в этом году никакой работы там не проводилось. Почему? Непонятно. В этом году нам говорят, что уложат плитку до перекрестка с Центральной гостиницей. Опять же непонятно, как это осуществят.
- Город остается недоступен для передвижения многих категорий горожан. Недоступные ступени и лестницы создают барьерную среду.
- Общественный транспорт в 2019 году не стал хуже или лучше. Проблемы остаются и тянутся шлейфом из года в год. Например, в договорах перевозчиков значится, что на всех маршрутах должна быть безналичная оплата проезда. Почему-то частники этого не делают. Написано в договоре, что часть маршрутов должна быть оснащена низкопольными автобусами. Некоторые маршруты (6, 20) упорно игнорируют это требование. Опоздания, сход с рейсов - это уже обыденность. И, самое удивительное, администрация никак решительно на это не влияет. В этом году мы фиксируем, что оплата безналичным способом не контролируется. Например, часты случаи, когда сам перевозчик или кондуктор в автобусе обилечивает пассажиров двумя разными способами. Те, у кого есть банковская карта, оплачивают проезд безналичным способом, те, у кого наличка - получают не чек, а старый билетик. Это по новому законодательству - незаконно. Отсюда мы можем сделать вывод, что перевозчик может уходить от налогов. Это плохо. То есть система не до конца работает.