Населенные пункты Вуктыльского района словно острова, до которых проблематично добраться зимой и летом. Но есть одно "но": эти острова обитаемы, а люди каждый год вынуждены бороться за свое право на жизнь.
Предыстория, или весенний зимник
В поселке Усть-Соплеск живут около полусотни человек, но нет ни больницы, ни аптеки, ни путного магазина. Всю долгую северную зиму связь маленьких населенных пунктов с "Большой землей" поддерживает только вертолет, летающий один раз в неделю, хотя традиционно зима - единственная возможность для сельских жителей добраться до дому на колесах, так как летом они отрезаны от Вуктыла рекой Печорой.
Парадоксально, но факт: к деревням Усть-Щугор, Усть-Соплеск и Усть-Воя зимнюю дорогу начали прокладывать лишь в конце февраля - начале марта, после того, как жители поселков оставили жалобу на портале "Активный регион". Но, как рассказали жители удаленных поселков, заслуга эта - не администрации и властей, а сотрудников Газпрома, которым нужно было транспортировать компрессорную установку для своих нужд. И вот на исходе зимы закипела работа по очищению зимника, правда, энтузиазма хватило ненадолго. Дорогу проложили до поселка Щугор. До Усть-Соплеска, жители которого и подняли волну протеста, дорогу не дочистили буквально несколько километров.
Памятник бульдозеру
Бульдозер, прокладывающий путь, застыл немым памятником бесхозяйственности и равнодушия. Как рассказывают местные жители, поломка пустяковая, запчасти есть, но нет "приказа от барина". Газпром отказался от идеи перевоза установки, и, не доехав буквально небольшой отрезок в пару километров, техника встала. Тем не менее власти рапортовали, что дорога проложена.
Между тем участок дороги превратился в сплошное месиво. Стараясь выехать из Соплеска до Щугора, люди мучаются по 4 - 6 часов, застревают, вытаскивают друг друга и вновь застревают.
Ездовые академики
Местные жители сами решили взять в свои руки инициативу, вернее лопаты. Оставшиеся 2 километра пути люди буквально вычищали вручную, по соседству с безмолвствующим бульдозером.
Как рассказывают жители, точно так же несколько лет назад всем поселком зарывали траншею лопатами, чтобы поселок не остался без воды, и мужчины, и женщины.
А что власти
Администрация городского округа «Вуктыл» по вопросу отсутствия зимней подъездной дороги к населенным пунктам Усть-Соплеск - Усть-Воя - Усть-Щугер сообщает, что данная подъездная дорога находится на обслуживании Вуктыльского газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Краснодар». Поселки, значит, государственные, а дорогу к ним пущай делают частники.
Вышеуказанная организация раньше, действительно, для своих нужд обслуживала зимник, но в этом году надобность отпала буквально на последних километрах. А власти разводят руками.
- Спросите администрацию, приготовят следующую отписку. Дороги нет, но вы держитесь, - продолжают свою печальную повесть жители поселков.
И летите, как хотите
В связи с отсутствием дорожного транспортного сообщения к этим населенным пунктам предусмотрены авиарейсы. Однако, цены на вертолет дорогие, особенно учитывая тот факт, что проживают в деревне пенсионеры и безработные. Продукты тоже особо не повозишь, за перевоз багажа предусмотрен тариф 35 рублей за килограмм, а на борт брать разрешено не более 300 кг. Нужно ли говорить, что цены в деревнях баснословные, а ассортимент товара минимален. На Новый год у людей не было даже шампанского.
- К врачу попасть проблема, а вернуться домой - еще большая проблема. Перелет в город не каждый может себе позволить, пенсии-то у нас небольшие, - пишут на «Активном регионе» жители района.
Жалоба как "Переходящий кубок"
По словам местных жителей, со своей проблемой обращаются везде и всюду, но воз и ныне там. Глава региона перекинул проблемы "с больной головы на здоровую", написав, что отправил жалобу в профильное ведомство, а Министерство инвестиций, промышленности и транспорта посоветовало людям "держаться".
Перспектива
Жители Усть-Соплеска надеются, что найдутся добрые руки и зимник будет налажен хотя бы на пару недель, тем более осталось совсем немного. Также им очень хотелось бы, чтобы в перспективе дорожные расходы были заложены в бюджет региона, и власти не перекидывали ответственность на Газпром, друг на друга, а действительно озаботились проблемами людей.