В сыктывкарской Трехозерке появится историко-культурный маршрут с аудиогидом: фоторепортаж с первой экспедиции по воплощению проекта
20.10.2022

Трехозерка сегодняшнего дня - тихое и довольно уютное место, куда добираются немногие сыктывкарцы из-за сложностей логистики. Но те, кто добираются, невероятно ценят это место. Дело в том, что окрестности Трехозерки - одно из самых красивых мест в пределах городского округа. Однако, поселок богат не только природными красотами, но и историей, в которой как в капле воды отражаются сложные вехи развития страны. Но старожилы поселка уходят из жизни, фотографии героических лет тускнеют, а память исчезает. Как ее сохранить?

 

В Сыктывкаре активисты некоммерческой организации «Активный Сыктывкар» выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, чтобы создать историко-культурный туристический маршрут с аудиогидом в Трехозерке. Это, по мысли организаторов проекта, поможет возродить интерес к уникальной истории поселка.  Первый этап реализации проекта начался в октябре: участники проекта приехали в Трехозерку, вместе с краеведом Ириной Нестеровой прошлись по знаковым местам поселка и проложили основные точки маршрута по геолокации. Подробнее - в фоторепортаже.

 

 

Запань и шпалозавод

 

Руководитель местной библиотеки и краевед Ирина Нестерова помогла участникам проекта мысленно перенестись на 70 лет назад.

 

Путь в Трехозерку

С 1944 года десятки тысяч советских немцев, которые жили на оккупированной территории, высылали на Север. Этот процесс продолжался не один год - в 1946 году депортированные немцы оказались в Трехозерке - в месте, где в послевоенное время сошлись множество судеб. В 1946 году в  Трехозерке было всего пару домов местных жителей, которые трудились на шпалозаводе «Вычегдалесосплава» и в запани, где хранили и сортировали лес. Вскоре к ним присоединились и ссыльные.

 

Недалеко от того места, где сейчас находится пристань, протока Шардаполой в те далекие времена была полностью забита лесом. Здесь же находилась запань (заграждение на реке для собирания сплавляемого леса, а также для хранения и сортировки его - ред.). Первые жители села вспоминают, что первоначально поселок Трехозерка так и называли - Трехозерская Запань. Ирина отмечает, что и мужчины,и женщины, и спецпереселенцы, и вольнонаемные  с ранней весны и до поздней осени стояли на бревнах и сортировали лес баграми. Сын ссыльных немцев Евгений Мартынович Феттер указывает в своих воспоминаниях, что на реке была так называемая сетка, на ней сортировали лес по породам, связывали в пучки по несколько кубов.

 

На фото - Евгений Феттер. На картине изображено старое русло реки

Затем пучки связывали в возы, возы в плоты, которые потом с помощью пароходов или катеров тащили вниз по реке к месту назначения. На этих работах в основном работали высланные. Трудились и жители Сыктывкара, и близлежащих населенных пунктов, которые приезжали в Трехозерку на сезонные лесосплавные работы, а оставались навсегда.

 

Многие труженицы тыла отдали тяжелому труду и молодость, и здоровье.  Краевед несколько лет назад взяла интервью у труженицы тыла Павлы Гневышевой, которая рассказала: с весны, как только лед сойдет с реки, и до осенних заморозков люди работали в воде. Павла Яковлевна вспоминает, что всегда (даже летом) мерзла от постоянного нахождения в воде. Болела, но работала. От голода сводило желудок, но работала, как и все - словно робот: почти без отдыха и свободного времени. Но если находилась минутка, то старалась вязать носки и рукавицы. 

 

С началом Великой Отечественной войны стране нужно было больше леса, на территории Трехозерки построили шпалозавод. Там же делали лыжный кряж для лыж. Сейчас не сохранилось и здания,  где производили стратегически важный для страны продукт.  

 

Шанхай

 

Во время войны для постоянного проживания рабочих и их семей стали строить жилые бараки, землянки. А у берега поставили три плашкоута ( деревянные баржи). На плашкоутах были расположены медпункт, котлопункт (столовая), общежитие и Красный уголок. Все плашкоуты были пронумерованы. К примеру, по воспоминаниям спецпереселенца из Украины Евгения Аннюка, в двухэтажном бараке №5, который располагался у Трехозерской запани, жили немцы, украинцы и литовцы. Барак №3 находился за Шардополоем на острове, и там тоже жили репрессированные. Самое интересное, что примерно в равных условиях жили и вольнонаемные, которые тоже ютились в каморках и получали 600 граммов хлеба в сутки (иждивенцы - 200, а дети - 300). 

 

- В первые годы спецпереселенцев местные обижали, а особенно детей. Иногда накидывались на них с криками «Бей фашистов!». Поначалу ссыльные и фронтовики держались обособленно, но  тяжелый труд на лесосплаве объединил всех в единый дружный коллектив: по вечерам пели песни, катались на лодках, гуляли по берегу, влюблялись, женились. Спецпереселенцев перестали считать врагами народа, а породнится с ними для семей уже считалось честью, - вспоминает по рассказам сторожилов Ирина Николаевна.

 

Но жить в общежитиях на плашкоутах было некомфортно, неудобно, а от других можно было отгородиться разве что занавеской. Кроме того, плавучие бараки регулярно затапливались, так как стояли на воде. Поэтому когда после войны разрешили строить бараки из горбыля и палок, люди были счастливы. Неказистые домики лепились друг к другу вплотную, как в китайской деревне - и с легкой руки инспектора МВД их стали называть “Шанхаем”. Теперь от них не осталось и следа, но больше 70 лет назад для ссыльных трехозерцев они были синонимом того, что жизнь постепенно налаживается. Появились и другие приметы цивилизации: электричество, радио, козы (да, тогда почти в каждой семье была коза). Краевед Ирина Нестерова вспоминает, что вплоть до 1956 года в Шанхай приходил работник МВД, у которого должны были отмечаться спецпереселенцы.

 

- Поскольку в пестром Шанхае нельзя было разобраться, где какой дом, то работник сидел в столовой, а люди приходили к нему самостоятельно - отмечаться. По воспоминаниям, дом стоял на доме, сарай - на сарае, - рассказывает Ирина Николаевна.

 

Краевед показала участникам экспедиции улицу, где жила знаменитая сказочница Соломония Пылаева: именно в этом месте заканчивался Шанхай, от которого, к сожалению, и фото не осталось. Поэтому Соломонию Васильевну в селе называли по месту, мол, «А, та Шанхайская?».   Кстати, Шанхай стали разбирать после указания начальства на то, что Трехозерка застраивается стихийно и беспорядочно: нужны улицы. Потихоньку гряда домиков исчезла с лица земли, а здания стали располагать вдоль улиц как и полагается. Но названия улиц в Трехозерке как в далекие времена, так и сейчас, нет: есть только номера домов. 

 

Фото Ирины Нестеровой

 

Между тем многие трехозерцы долгое время продолжали жить в землянках. Ирина показала остатки одной из землянок, которые сохранились с тех суровых времен. Непросвещенный человек пройдет мимо ям с прогнившими балками, краевед - нет. Участники проекта с удивлением изучили приметы прошлого, рядом с которыми можно поставить информационные таблички как напоминание о тяжелом быте ссыльных. 



Ремонтно-механические мастерские

 

Участники проекта прошли мимо крепкого каменного здания с выбитыми стеклами. Еще в начале нулевых здесь трудились рабочие ремонтно-механические мастерских, а затем обширное предприятие закрылось. В опустевшем здании - крепкие стены и, как нам показалось, внушительный запас прочности. Если отремонтировать мастерские, то они послужат еще не одно десятилетие, на потребности в них больше нет.

 

Фото из архива жителей поселка

 

Кстати, на том месте, где был современный цех мастерских, стоял семьдесят второй барак. Он был двухэтажным, и в нем тоже жили. Спецпереселенцы, которые в 40-е, 50-е годы были еще детьми, вспоминают, что на втором этаже этого барака был кинозал.

 

Кладбище спецпереселенцев

 

Участники экспедиции вышли из поселка в сторону кладбища спецпереселенцев, которое Ирина Нестерова открыла примерно в 1980-х годах. Тогда мрачное заросшее место с крестами ее испугало, но она начала собирать информацию о погосте и узнала, что здесь хоронили первых спецпереселенцев. 

 

Незаметные взгляду углубления - это землянки

 

Ирина Николаевна по дороге обратила внимание на незаметные глазу ямки, которые оказались засыпанными землянками. И чем дальше идти, тем больше подобных ямок встречалось на пути. На подходе к кладбищу глаз участников экспедиции натренировался и даже привык в больших углублениях замечать бывшие жилплощади спецпереселенцев - там в первые годы после этапа ютились целые семьи. Дорога, по которой они ступали, казалась не слишком утоптанной, но, как рассказывает Ирина Николаевна, в послевоенные годы она была популярной. Она вела в Озел, куда репрессированные носили вещи для обмена на съестное.  Так, однажды отец Евгения Феттера, о котором мы упоминали в начале статьи, променял красивый кожаный костюм и авторучку на ведро картошки и овсянки. Позже, когда в Седкыркеще построили школу, дети ходили мимо кладбища по этой дороге. Некоторые хулиганы попутно разрушали кресты ради развлечения.

 

 

Ирина Николаевна в 2018 году снова оказалась на заброшенном кладбище первых спецпереселенцев вместе с друзьями - потомками ссыльных немцев, которые вернулись в Германию. Тогда уже погост почти полностью поглотил лес: кресты выглядывали из густых зарослей, а могилки были погребены под крепкими кустарниками. Среди буйства природы проглядывали два-три ухоженных захоронения, куда постоянно приходил один из потомков спецпереселенцев -  Рокус Павлович Булах (его мама была немкой). Краевед вспоминает, что тогда впервые в голове щелкнуло, что надо облагородить погост ради сохранения памяти. На следующий год в начале лета она бросила клич среди местных активистов. На первый субботник собралось больше 15 человек. Всего активисты насчитали 56 могил - здесь хоронили первых спецпереселенцев с конца войны до конца пятидесятых годов. Среди них 47 могил немцев, 6 - украинцев и 3 - коми. Большинство покосившихся крестов венчали могилы  умерших в 2-3-летнем возрасте малышей. Наверное, это и неудивительно, в послевоенные годы бушевал голод и болезни, а медицинское сопровождение находилось в зачаточном состоянии. 

 

 

Эхо первого субботника не растворилось во времени. Когда мы по лесной дороге дошли до погоста, первое, что бросилось в глаза, - это аккуратные новые таблички, повествующие о прошлом этого места. Активисты установили их на деньги, собранные жителями Трехозерки (в магазине ставили коробочку, куда люди клали посильные суммы).

 

 

Даже от простого лицезрения табличек по телу растеклись мурашки. Казалось, что это островок памяти олицетворяет смысл, что без прошлого нет будущего - и прошлое нужно сохранять.

 

 

Озера Трехозерки

 

Трехозерка богата не только историей, но и природой.  Трёхозёрские озера очень красивы. Самые большие из них - это Пароходское, Нестеровское, Чертово (Баньковское).

 

 

Есть и другие. Во время мини-экспедиции ее участники побывали у красивого Лебединого озера, которое расположено недалеко от развилки дороги, ведущей на кладбище спецпереселенцев. Оно интересно тем, что богато флорой и фауной и, конечно, лебедями, которые любят останавливаться на водоеме во время перелетов в южные края и обратно.

 

Лебединое озеро

 

Самое любимое озеро трёхозёрцев — это Пароходское. С 1942 года  вся ребятня бегала к нему поглазеть на пароход, который вынесло ночью во время паводка на заливные луга. Ночь была туманная. К утру уровень воды понизился, и вывести судно из озера не удалось. Не удавалось и в следующие годы. Капитан теплохода за такую оплошность был расстрелян, рассказывает краевед. Много лет стоял этот теплоход навеки причаленный в озерной тиши, возвышались над гладью воды останки судна - большое колесо - кожух. Но нашлись люди, которые колесо вытащили и сдали на металлолом, что возмущало и до сих пор возмущает местных сторожилов. Самое удивительное, что останки парохода и сейчас  хранятся около озера. Только в ржавых конструкциях без отдельного пояснения сложно узнать судно. 

 

Летние фото из архива Ирины Нестеровой

 

Ирина Николаевна мечтает облагородить место, откопать часть парохода и поставить памятную табличку на месте, где судно нашло последнее пристанище. Соглашаемся, что в этом месте можно поставить памятный знак и снабдить туристическую точку аудиогидом проекта АНО «Активный Сыктывкар».



Тентюковская запань

 

В завершении экспедиции ее участники побывали на Тентюковской запани, где сортировали лес по сортам.

 

 

 

Там стояли сплоточные станки и даже будка для отдыха. Сейчас место похоже на пустыню с разбросанными бревнами ржавого цвета. Но эти бревна - настоящий артефакт прошлого, останки запани, олицетворение героического труда прошлого века. 

 

В 70-е годы Тентюковская запань еще существовала. Фото передала Ирина Нестерова.



А что дальше?

 

Мини-экспедиция по памятным местам стала первым этапом реализации проекта историко-культурного туристического маршрута с аудиогидом, общими штрихами расчертила план работы на последующие месяцы, определила основные геолокационные точки. В ближайшее время активисты проекта планируют углубить исторические материалы, которыми поделилась краевед (предстоит работа с учеными и в архивах). На обработку материалов уйдет несколько месяцев. А весной начнется основной этап работы по установке информационных стендов и записи аудиогида. Торжественное открытие маршрута запланировано на лето 2023 года. Мы будем следить за развитием событий.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

В Сыктывкаре появится туристический маршрут с аудиогидом по неизвестным местам Трехозерки, где жили репрессированные немцы

Яндекс.Погода
Валюта

USD : 94.15 EUR : 100.46 GBP : 117.28
Яндекс.Погода
Валюта

USD : 94.15
EUR : 100.46
GBP : 117.28