25.01.2023 | Интервью

Восьмидесятые/современность: как учились, работали, проводили свободное время студенты в Сыктывкаре

Сегодня, 25 января, в России отмечают День студента. Наверное, каждый из нас вспоминает годы своего студенчества с особым трепетом. Поэтому мы решили провести небольшой экскурс в историю и узнать, чем жили студенты перестроечных 80-х, чтобы сравнить их опыт с современностью. В этом нам помогли Игорь Колесов, который окончил КГПИ в 1990-м году, и студентка третьего курса СГУ имени Питирима Сорокина Валерия Кардашевская, которой осталось учиться еще два с половиной года.



Игорь Колесов, студент географо-биологического факультета КГПИ, который окончил в 1990-м году. Воспоминаниям студенческих лет сложной интересной перестроечной эпохи он посвятил цикл очерков «Восьмидесятые. Прощай, СССР».

 

Сентябрь 1985 года. Общежитие КГПИ №3 - девятиэтажка на улице Коммунистической.

 

Про пары, учебу и работу

 

Прилавки магазинов в восьмидесятые опустели настолько, что впору было принимать меры, чтобы избежать элементарного, если не голода, то фатального недоедания. К тому времени я уже обзавелся семьей: у меня «на руках» был годовалый ребенок.

 

Во время педпрактики в Зеленецкой школе директор предложила остаться там работать во вторую смену. После пар, наспех пообедав, бежал на остановку. Час на рейсовом автобусе - и я в Зеленце.  Уроки позади – далее секция атлетической гимнастики, а это ещё шесть оплачиваемых часов в неделю к моим двадцати урокам географии. В свою очередь воркутинцы с нашего факультета договорились с начальником железнодорожного вокзала и, организовав мобильную бригаду, два-три раза в неделю, ближе к полуночи, разгружали товарные вагоны. Тренировались мы в одной качалке, благодаря чему я без протекции был зачислен в доблестный ночной отряд непьющих грузчиков-спасателей. Домой часто приходил только после девяти часов вечера.

 

Про досуг

 

Культовое явление восьмидесятых – «КАЧАЛКА». Это были организованные группами подростков и молодежи, чаще всего с одного городского двора, нелегально, в подвалах, тренажёрные залы (залы, конечно, сказано громко) для занятий атлетической гимнастикой. Для тех, кто полюбил «качку», она становилась дополнительным смыслом в ежедневно ощущаемой мышечной боли, визуальных и внутренних переменах, самосовершенствовании через преодоление, внутренней дисциплине, осознанном самоограничении, аскетизме, приобретении настоящих друзей. Тренажерные залы стали своеобразными «клубами единомышленников», клубами, не то что не поддерживаемыми государством, системой, а создаваемыми вопреки, на общественных началах. Поиск помещения, оборудования, в том числе его самостоятельное изготовление, преодоление бюрократических барьеров, непонимания, объединяло и сплачивало нас.

 

Сыктывкар, 1985 год. Общежитие №9, в качалке, переоборудованной из комнаты для занятий.

 

Это был творческий процесс от начала до конца. От оформления помещения до непосредственно самих занятий. Даже в самые холодные и короткие зимние дни в зале появлялось настроение весеннее, летнее, оптимизм, надежда на лучшее. Для нас, обычных любителей атлетической гимнастики, «качалка» стала вторым домом, отдушиной. Тренировки помогали поверить в себя, в свои силы, преодолеть трудности в непростые (ох, непростые) времена.

 

Про развлечения студентов 80-х

 

Дискотеки восьмидесятых - явление культовое.  Дискотеки восьмидесятых - это первый вал «западной» танцевальной музыки, где на вершине пирамиды направлений, стилей, групп, прочно обосновался - брейк-дэнс!

 

В КГПИ дискотеки проходили по выходным в актовом зале нашей девятой общаги или старого корпуса. Когда завершили строительство здания нового студенческого кафе – в столовой с панорамными окнами на центральную улицу города. О том, чтобы попасть на дискотеку в пединститут, - мечтал весь город. Мало того, что вел его самый известный диджей столицы, так все лучшие брейкеры собирались на ней и давали такого шороху, что девчоночий визг слышали охранники в здании «Музтеатра».

 

Сыктывкар, 1985 год, КГПИ, первый курс, актовый зал,  брейк-дэнс на студенческом капустнике нашего географо-биологического факультета

 

Это было время расцвета «неформальных» молодежных течений, таких как, брейкеры, панки, металлисты, рокеры.

 

Про стипендию

 

Стипендию с третьего курса я получал повышенную (не 40, а 70 рублей) за отличную учебу (без четверок). Также мы ежемесячно получали полагающееся по закону количество талонов и тоже использовали их, но не по прямому назначению. Талоны на водку имели ценность необыкновенную. Их без труда можно было выменять на говяжью тушенку, сгущенку и даже чудо  мясной кулинарии - колбасный фарш в банках. Цилиндр фарша просто вытряхивали из банки и нарезали кружочками как обыкновенную колбасу. Строгий советский ГОСТ не предполагал никаких других ингредиентов кроме мяса, шпика и соли. Кто помнит, подтвердит, насколько это был замечательный, «самодостаточный» и вкусный продукт.

 

Имея дополнительный доход к стипендии в виде учительской зарплаты и подработки в бригаде грузчиков, мог себе позволить приобрести «фирменные шмотки». Ни в одном из магазинов в продаже их не было и быть не могло. То немногое, что таинственным образом поступало в продажу, с первой космической скоростью исчезало со склада, вновь материализуясь уже на работниках торговли и их родственниках. Приобрести модное шмотье не было самоцелью или острой необходимостью. Но вот захотелось! Захотелось уже, наконец, попробовать надеть на себя что-нибудь отличающееся кардинально от телогрейки, школьного костюма, брюк, заказанных в ижемском комбинате бытового обслуживания, рубашек с удлиненным воротником, сшитых из того же материала, что и наволочки домашних подушек.

 

Подходили к концу восьмидесятые. Впереди нас ожидали последние студенческие каникулы, акции протеста, несанкционированные собрания и конец эпохи строительства социализма…

 

Валерия Кардашевская, студентка, финалист конкурса «Твой ход» и победитель грантового конкурса Росмолодежи

 

 

Про учебу и внеурочное обучение

 

Я учусь на третьем курсе в СГУ имени Питирима Сорокина в Институте иностранных языков. Первая пара начинается в 8:30. Каждая длится полтора часа. В среднем в день у нас по четыре пары, поэтому домой ухожу только около четырех часов вечера.  Приходится много учиться за периметром института, так как в рамках современной системы образования делается акцент на самостоятельное практическое обучение. В связи с этим мы с сокурсниками тратим большое количество времени на подготовку к практическим семинарам, к заучиванию текстов. А в рамках аудиторных часов мы преимущественно проверяем домашнее задание, так как его объем большой.

 

Я целенаправленно шла в институт иностранных языков, поэтому в рамках первых двух курсов моими любимыми предметами были английский и французский языки. Но на третьем курсе мы начали активно осваивать методику обучения, сейчас это один из моих любимых предметов. Методику как общую науку  можно применять во всех сферах жизни, а язык помогает развиваться чуть уже, нежели методика в целом. Однако  мне нравятся все предметы в рамках нашего института, потому что они невероятно актуальны. И, наверное, особенность нашего института в том, что студенты могут уже в реальном времени работать, применяя полученные знания на практике. Дело в том, что репетиторы английского и французского языка  востребованы в России, а начинать работать можно уже со студенческой скамьи.

 

Внеурочная деятельность

 

Сейчас я являюсь председателем Института тьюторства, поэтому вся моя деятельность так или иначе связана с адаптацией студентов-первокурсников. Первый блок работы - обучение старост, тьюторов, которые сопровождают наших первокурсников в течение года. Также я провожу школу студенческого актива для первокурсников, чтобы комфортно интегрировать их во все университетские мероприятия. Второй блок работы - подготовка федеральных проектов (например, «Универвидения»). Третий блок - это подготовка будущих кадров, с помощью программ мы формируем надпрофессиональные навыки у студентов уже на первых курсах университета. Внеучебная деятельность занимает большое количество времени, особенно осенью и весной. Зимой обычно затишье и подведение итогов. Например, в этом году мы анализировали итоги гранта Росмолодежи в размере 680 тысяч, который мне удалось выиграть в прошлом году. Грант  направили на адаптацию первокурсников,  подготовку команды тьюторов, старост, проведение выездной школы студенческого актива. Почему я участвую в грантах? Это отличная возможность проявить себя как хорошего оратора, доказать комиссии, что наш университет подготовил проект, который требует внимания и финансовой поддержки. Ну и, конечно же, помочь университету реализовать важные мероприятия без каких-либо дополнительных финансовых вложений. 

 

 

Как совмещать учебу и активную внеучебную деятельность? Как показывает практика, совмещать можно. Однако это невероятно сложно, так как обучение по специальности требует больших временных вложений: языки это, к сожалению, не те предметы, которые можно выучить за ночь. Поэтому приходится балансировать между внеучебной и учебной деятельностью. К счастью, пока это получается.

 

Сложно ли вообще будет студентом-активистом? Я не могу сказать, что это сложно, но однозначно интересно, потому что вся наша жизнь - это сложности, на которые стоит смотреть как на вызовы, дающие важный опыт.  За три года  постоянных вызовов ты уже понимаешь физиологию своего организма, осознаёшь способы эффективной работы, улучшаешь навыки работы в команде и организации мероприятий. То есть множество процессов автоматизируются и, соответственно, ты тратишь меньше времени  на обыденные вещи в рамках внеучебной деятельности. То же самое можно сказать и про процесс обучения: со временем ты понимаешь механику своего мозга, изучаешь, сколько часов тебе в среднем требуется на домашнее задание, понимаешь, за сколько недель стоит готовиться к сессии. 

 

Решение этих сложностей помогает создавать успешный алгоритм, который делает тебя не просто студентом-отличником, но и студентом-активистом. Основной вызов, который так или иначе существует в моей жизни - это, наверное, баланс между здоровьем и качественной работой на всех фронтах. Не могу сказать, что на 100% успешно реализую этот вызов. Пока существует перегиб в сторону учебы и внеучебной деятельности.


Досуг, развлечение, отдых

 

С появлением «Пушкинской карты» досуг изменился, он стал более спланированным, продуктивным, полезным. Теперь студенты все чаще проводят время не в клубах и кафе, а в  театрах и музеях. Этот крен в сторону более светского способа времяпровождения радует. Что касается меня, то стараюсь удовлетворять базовые потребности в отдыхе - прогулки, спорт, театр, кино. Например, была по «Пушкинской карте» уже несколько раз вместе с друзьями на добром фильме «Чебурашка».  

 

 

Стипендия

 

Студенты, которые могут совмещать отличную учебу, активную общественную деятельность, а также получать социальную стипендию, получают вполне неплохую сумму - около 15 тысяч рублей в месяц. В этом году мне выпала возможность еще и  получать стипендию правительства Республики Коми (плюс 1500 рублей). Таким образом я получаю около 16 тысячи рублей, что позволяет вполне неплохо жить. Около тысячи рублей в месяц уходит на оплату общежития, а остальные деньги распределяются на путешествия, еду, развлечения. Кроме того, у нас в университете есть система материального возмещения, благодаря которой возвращается стоимость поездок на образовательные форумы, встречи, конференции. Кроме всего прочего, многие современные студенты имеют возможность совмещать учебу и работу, начиная делать первые шаги в будущей профессии. В этом плане современная жизнь дает много уникальных возможностей (удаленная работа, онлайн-репетиторство и так далее).


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 92.58 EUR : 100.43 GBP : 117