Систему безналичной оплаты в автобусе №46 в Сыктывкаре ввели 9 сентября. Валидаторы вместо кондукторов в первые дни вызвали замешательство среди сыктывкарцев - в соцсети то и дело проскакивали жалобы об очередях к водителю за оплатой наличными, неработающих валидаторах и отсутствии контроля. Кроме того, зампред правительства Коми Эльвира Ахмеева выразила обеспокоенность, что новая система вызовет увеличение количества «зайцев» в автобусах. На самом деле это так? Мы решили шесть дней подряд не менее 20 минут кататься на маршруте №46 и считать безбилетников. Спойлер: все не так плохо, как можно было бы подумать. Подробнее - в материале.
Первый день
Сразу же после введения новой системы оплаты я один раз ехала от ж\д вокзала до центра города - и удивилась, когда не менее шести человек зашли в автобус и со спокойными лицами проехали до нужной остановки, минуя и валидаторы, и водителя. Изменилась ли ситуация за четыре недели? Итак, первый день эксперимента, суббота, около пяти часов вечера. Проехала от центра столицы до Давпона и обратно за 40 минут - и не заметила ни одного «зайца» . Бывало, что люди заходили, некоторое время ждали кондуктора, оглядывались и приходили к пониманию, что надо учится пользоваться валидатором. К тому же пассажирский трафик в субботний день был чрезвычайно низким. Судя по всему, в выходные сыктывкарцы предпочитают сидеть дома.
Второй день
Во второй день эксперимента в вечерний час пик было уже намного интереснее. От остановки на Морозова («Димитрова») до центра столицы («Музей») из-за пробок доехали только за полчаса. Всего зашло около 40 человек, не заплатили за проезд два человека. Удивило, что «зайцами» оказались пенсионеры.
Третий день
В третий день провела в автобусе всего 15 минут почти с ветерком проехав от ж/д вокзала до центральной гостиницы. На этот раз из 28 зашедших не оплатили проезд четыре человека (две бабушки проехали одну остановку и не стали заморачиваться, как работает валидатор). На третий день я впервые увидела, как работают контролеры. Прежде чем начать проверку, они сняли со стационарных валидаторов данные об оплате проезда. Затем контролеры подходили к пассажирам, которые должны были в свою очередь приложить свою карту или смартфон к его терминалу или показать билет. На экране должно появится сообщение, была с этой карты оплата или нет. Парни-контроллеры работали выборочно, некоторых пассажиров не успевали проверять. Заметила, что они не проверили одного «зайца», который скромно спрятался в сторонке.
Четвертый день
На следующий день утром в час пик от центра до ж/д вокзала проехали примерно 20 человек (на этот раз считала людей только в передней части автобуса). Из них не заплатила за проезд только одна бабушка, которая долго и героически пыталась понять, как работает валидатор, но ей никто из пассажиров так и не смог помочь с оплатой и не посоветовал обратиться к водителю. В итоге милая бабуля вышла из автобуса, так и не заплатив. Наверное к счастью, потому что буквально на следующей остановке в автобус зашли девушки-контролеры с кофе в руках и быстро провели проверку билетов аналогичных образом, что и в предыдущий день.
Пятый день
Следующий день от остановки «Музей» до «Димитрова» зашло около 25 человек. Все они оплатили проезд, да и сложно было не платить, потому что в самом начале маршрута в автобус зашли контролеры, которые проехали вместе с сыктывкарцами две остановки. Они же попутно объяснили двум неудавшимся «зайцам», что если нет проездного или карты, но нужно дойти до кабины водителя - и оплатить наличными.
Шестой день
Последний день эксперимента - пятница. На остановке «Музей» автобус №46 уже ждали два скучающих контролера, которые впоследствии проехали в транспорте до «кольца», уютно расположившись на сиденьях (их было не отличить от обычных пассажиров). Не знаю, с чем это связано, но пятничный трафик был намного ниже, чем обычно. Но, что радует, ни одного «зайца» замечено не было.
Краткий вывод
Всего за неделю я провела целых 2, 5 часа в автобусах и пришла к выводу, что безбилетников в Сыктывкаре не так уж и много, как мне казалось в начале (примерно на 150-200 пассажиров мы насчитали 7 безбилетников. Чаще всего «зайцы» становятся «зайцами» поневоле. Например, бабушки не знали, как им воспользоваться валидатором и как оплатить билет у водителя, поэтому скромно и с испуганными глазами прятались в толпе пассажиров. Да, пару раз попадались матерые «зайцы», которые со знающим видом проходили и садились в автобус, минуя системы оплаты, но таких было мало. Кроме того, контроля за оплатой было не так мало: почти каждая поездка в автобусе ознаменовалась встречей с контролерами.
Пресс-секретарь компании «Комиавтотранс» Александр Попов:
- В целом мы довольны ходом реализации проекта. Планируем в скором времени распространить его действие и на другие маршруты, к примеру, №30. Да, безбилетники есть. Но мы надеемся, что это связано скорее фактом новизны, а не с нежеланием пассажиров оплачивать услугу.