Многие общественники и урбанисты отмечают, что в столице Коми существует некоторый перекос в сторону автомобилистов - дороги в столице исправно ремонтируют каждый год, а тротуары для пешеходов - нет. Ситуация стала меняться к лучшему в прошлом году, когда отремонтировали часть улицы Димитрова и Коммунистической. В этом году уже с конца апреля начали приводить в порядок улицу Димитрова и Коммунистическую по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды». Горожане неимоверно рады, потому что в последние годы улица Коммунистическая просто поражала масштабами разрушения. Однако урбанисты, критически оценив текущий ремонт, поставили ему «тройку». Прогулялись вместе с урбанистами - и принесли вам небольшой репортаж-разбор.
Все-таки тротуары в Сыктывкаре ремонтируют спустя столько лет. Это ли не круто?
- Есть два варианта. Первый - делать так, чтобы было как-то. Второй - делать так, чтобы было хорошо. Склоняюсь ко второму варианту, - говорит урбанист Дмитрий Махов.
- Лучше что-то, чем ничего. Мы привыкли к этому. Логика нормальная, человеческая. Но когда стоит выбор сделать нормально для маломобильных горожан, а не лишь бы как-нибудь, то правдиво сказать: лучше совсем не трогать, чем сделать плохо, - отмечает координатор движения «Сыктывкар-Автобус» Вячеслав Слюсарев.
Что не так с тротуаром на улице Димитрова?
Сторона по улице Димитрова у школы №16 вызвала несколько недоуменных реплик. Свежий асфальт радует глаз, бордюрный камень сияет новизной. На его фоне изрытая ямами прилегающая дворовая территория выглядит странно и неуклюже.
- Логика ломается о чиновничьи границы. Скорее всего, в документах указаны границы благоустройства - и ты видишь, где эти границы благоустройства заканчиваются, - говорит Вячеслав Слюсарев. - Но, думаю, при выделении участка под благоустройства лишние 10-15 метров не играют роли. Полагаю, что не проблема благоустроить и проезд.
Дмитрий Махов обратил внимание на высокий бордюр, который прекрасно было бы сгладить: «На днях женщина шла и при мне споткнулась на похожем участке в одной из частей города».
А вот новые остановки радуют: красивые, стильные. Однако ступени, которые напоминают пирамидки, не придают остановочному комплексу большей доступности: по ним сложно забираться людям с инвалидностью. Правда, в обозначенном комплексе все не так критично, как в других местах столицы Коми, например (пирамидка-остановка напротив дома-интерната на улице Тентюковской).
А вот пандусов, по мнению активистов, маловато: было бы замечательно сделать их с двух сторон, чтобы не сталкивать пассажирские потоки (например, мамам с колясками тут будет не разъехаться, что неудобно).
Ну и «на десерт» - пожарный въезд школы и новый асфальт с разных планет.
- Благоустройство должно благоустраивать, то есть вписывать в некую среду. А сейчас мы видим, что сюда будет затекать вода, здесь будет скапливаться мусор. Теперь ясно, что школе нужно найти деньги, чтобы состыковать эти площадки вровень.
Что не так с тротуаром на улице Морозова
К улице Мороза у урбанистов скопилось много вопросов, но пока на них нет ответов.
Высота бордюра явно больше 20-23 сантиметров (по ГОСТу), говорят урбанисты:
- Очевидно, что территория благоустройства - тротуар. Значит мы убираем бордюр с дороги, но ничего там не будем восстанавливать, потому что это не наш участок, верно размышляют строители. Но когда будет следующий этап благоустройства Морозова, не ясно, - отмечает Вячеслав Слюсарев.
Благоустройство заканчиваются у дома №10 и начинается у дома №4 по улице Морозова. Дома №№6 и 8 остались без нового асфальта, что печально. В воздухе повис вопрос, когда отремонтируют означенный лоскуток улицы. Судя по всему, он риторический.
Что не так у железнодорожного вокзала?
Самое интересное начинается у дома №4 по Морозова, где горожане ждут автобус прямо в строительном песке на фоне снующих работников компании-подрядчика.
- Здесь должно быть ограждение и понятная навигация для пешеходов, куда им двигаться. Обратите внимание на «остановку»: убрали знак автобусной остановки, что по сути означает, что общественый транспорт не может здесь остановится и высаживать пассажиров, - отмечает Вячеслав Слюсарев. - Сейчас людей высаживают прямо на строительную площадку, но по логике для безопасности остановку нужно просто-напросто переместить.
Странную картину усугубляет машина с ковшом, которая находится на расстоянии почти что вытянутой руки от горожан. Люди, судя по всему, привыкли к неудобству, обходят рабочих и временами шагают прямо по проезжей части, не имея никакой альтернативы.
- Явно нужно было подумать над временным безопасным пешеходным переходом у остановки, так как это центр притяжения горожан, прибывающих туристов с вокзала, - говорит Дмитрий Махов.
У светофоров мы видим ограду, которая однако не мешает автомобилистам ехать по крайней правой полосе. Смотрится, мягко говоря, небезопасно.
Немного сыктывкарской археологии можно наблюдать под рекламной тумбой, который не убрали, а аккуратно обрезали со всех сторон. Почему бы ее не убрать? Очередной вопрос без ответа.
- Вот асфальт девяностых, вот асфальт нулевых, вот плитка Зенищева, - показывает Вячеслав. - При асфальтировании оставят слоеный пирожок прямо посреди тротуара.
Урбанисты обратили внимание, что скамейки, которые давно не красят Коммунистическую улицу, аккуратно сложили в сторону. Неужели их оставят?
Почему бы не сгладить ступеньки у автобусных остановок? Тоже вопрос пока без ответа.
Но есть и интересные новости: на улице Коммунистической обнажился старинный асфальт. Есть предположение, что он родом из 70-х.
Какую оценку можно дать процессу благоустройства?
- В общем и целом, это «тройка». Я за комплексный подход. Привести в порядок не только тротуары, но и грязную стену дома, например, убитый проезд к домам во дворе и так далее. В том, что мы увидели, по сути нет системы, - говорит Дмитрий Махов. - Уверен, что при оптимизации расходов можно найти деньги на муниципальное софинансирование, чтобы благоустроить хорошо, а не лоскутками. Подход к благоустройству только через нацпроекты - это печальных подход.
А вот это очень даже хорошо обустроено
- Мы благоустраиваем какими-то отрезками, участками, лоскутками, но по сути не создаем системы. Придется год, два ждать пока другая компания или мэр додумаются, что нужно доделать тротуар, к примеру. Мы наблюдаем полное отсутствие системы. Каким бы благоустройство не было прекрасным, тротуар все равно заканчивается. Но он не должен заканчиваться в принципе, - подытожил Вячеслав Слюсарев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Хороший/очень плохой Покровский бульвар в сыктывкарской Орбите: как его улучшить?