Фото портала и из архива Театра оперы и балета Коми

30.11.2021 | Интервью

Станок, гримерка и 20 минут на обед: один день из жизни примы-балерины Театра оперы и балета Коми Натальи Супрун

Заслуженная артистка России, народная артистка Республики Коми, прима-балерина Государственного театра оперы и балета Наталья Супрун уже в эту пятницу, 3 декабря, будет блистать в бенефисе, посвященном 25-летию ее творческой деятельности. В честь даты нам с вами представилась редкая возможность взглянуть на обычный рабочий день примы-балерины со стороны. Вы удивитесь, как много успевает артистка и спросите, откуда она берет силы для непростого рабочего графика? Если дочитаете нашу прогулку-репортаж до конца, то получите ответы на все вопросы о редкой и сложной профессии.

 

Маленькие балерины

 

Три раза в неделю в 8:15 утра Наталья уже стоит у станка и ведет занятия для учениц Детской студии классического балета при театре. Дело в том, что некоторые школьники учатся во вторую смену, поэтому могут заниматься только утром. Другая же часть воспитанников занимается во второй половине дня после школьных уроков в первую смену. Наталья руководит студией уже пять лет, сейчас в ней занимаются более 40 детей. Как отмечает балерина, для детей - это гораздо больше, чем дополнительное образование. Маленькие артисты активно участвуют в балетных постановках театра, выходят на сцену в небольших партиях, каждая из которых - настоящий вызов для них. Поэтому к спектаклям дети готовятся очень и очень серьезно, подчеркивает Наталья.

 

 

Экзерсис

 

Уже через два часа - ровно в 10:00 - начинается урок классического танца у артистов балета. Наталья не только сама проходит весь комплекс упражнений, она, являясь педагогом-репетитором театра, но также придумывает комбинации и задает их артистам. Экзерсис составляют основу классического танца, а его упражнения способствуют  развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений артистов балета. Именно поэтому изо дня в день экзерсис - необходимый кирпичик в системе утренней рутины балетных артистов.

 

- Экзерсис - урок классического танца, набор основных движений (их 10), которые изо дня в день повторяются. Сначала выполняем их у станка, потом переходим в центр класса, чтобы лучше себя чувствовать без опоры. Заключительная часть урока на середине, состоящая из различных прыжков, называется аллегро, - рассказывает прима-балерина.

 

Экзерсис длится час, а затем все артисты балета расходятся на репетиции согласно расписанию по готовящемуся репертуару. Могут быть и массовые репетиции, где участвуют все артисты, могут быть сольные репетиции, где оттачивают мастерство исполнители ведущих партий. 

 

Обед

 

После утренних репетиций, которые длятся до 14.00 часов, у Натальи есть немного времени, чтобы добежать до театрального буфета и поесть. Секрет стройности балерины - вечное движение. В активном образе жизни лишние килограммы не приживаются, даже несмотря на любовь балерины к выпечке. Кстати, Наталья поделилась необычным наблюдением зависимости веса и выступлений.

 

Одна из первых ролей в творческой деятельности - партия  «Золушки»

 

- За много лет я заметила, как бы плотно я не поела вечером после спектакля, наутро весы не покажут каких-либо изменений в весе. Потому что на следующем дне отражается колоссальная трата и физической, и душевной энергии на сцене.  Правда, после обычных вечерних репетиций такого эффекта, к сожалению, нет, - делится балерина.

 

Гримерка

 

Пока рассказывали о распорядке дня, мы еще ни разу не добрались до гримерки, а между тем в этой комнате артисты проводят довольно значительную часть дня, переодеваются перед репетициями и отдыхают после. В дни спектаклей именно здесь по 2-3 часа постижеры и гримеры делают артистам прически и наносят сложный грим, костюмеры помогают облачаться в разные костюмы. Бывает так, что для выступления необходима только декоративная косметика, тогда балерины гримируются сами без участия профессионалов. 

 

Балерины стараются сделать гримерку уютной, наклеивают картинки на свой гримерный столик, вешают любимые талисманы и игрушки. Тут же хранятся пуанты, у каждой артистки - по несколько пар. Современные пуанты имеют довольно внушительный срок службы.

 

Больше всего балерины ценят американские, потому что они имеют пластиковую стельку (она гнется, но не ломается) и плотный упругий носок, в то время как традиционные российские пуанты могут в один момент сломаться пополам вместе с картонной стелькой. Правда, стоят «американцы» недешево - около 10-12 тысяч рублей за одну пару.

 

Секрет сохранения энергии

 

С самого утра до обеда балерина в движении, поэтому после обеда следует длительный перерыв примерно до шести часов вечера. Дело в том, что и занятия, и репетиции - это серьезный физический труд, а организму нужно время, чтобы восстановиться. Однако три раза в неделю время собственного перерыва Наталья использует для преподавания в балетной студии, о которой мы говорили ранее. Вопрос, витающий в воздухе: откуда берутся силы, чтобы и после значительных нагрузок вернуться к балетному станку? Наталья отвечает просто.

 

- Времени для отдыха хватает. Самый главный секрет сохранения энергии - переключение с одного вида деятельности на другой: с преподавания на уроки и репетиции, а затем снова на преподавание, - делится Наталья.

 

Вечер

 

После 18:00 и до 21:00 начинается новый виток рабочего дня для артистов балета. В это время в театре идут или спектакли, или репетиции - подготовка к текущим постановкам. Кстати, репетиции могут проходить как в балетном зале, так и на главной сцене. Накануне спектаклей репетиции проходят при полном параде -  в костюмах, а перед премьерными спектаклями -  еще и с полным гримом и прическами. Дело в том, что предпремьерные репетиции нужны не только артистам, но и костюмерам, гримерам, осветителям и машинистам сцены.

 

 

- Как артисту нужно репетировать свою партию, так и постижеру проверить прическу, а костюмерам готовность театральных костюмов. Возможно нужны что-то доделать или перешить, чтобы артисту на сцене ничего не мешало. К примеру, в балете «Золушка» у меня была скользкая юбка, поэтому я выскальзывала из рук партнера. Понадобилось время, чтобы приноровиться к костюму, - рассказывает балерина.

 

На этой ноте мы попрощались с Натальей в балетном классе, где стартовала очередная репетиция под ее руководством. Но в завершении мы еще успели задать ей пару вопросов, которые уложились к компактное интервью о приметах, любимых партиях и костюмах. Делимся с вами! Бонус: галерея ярких образов, воплощенных примой-балериной (листайте фото). Кстати, купить билет на бенефис можно по этой ссылке.


 

Театральные приметы? Есть личная примета, которая формировалась годами наблюдений. Если на последнем прогоне что-то не получилось, то значит на спектакле этот элемент обязательно получится. Или наоборот, если во время генерального прогона все отлично, то во время спектакля могут быть помарки.

 

Любимое место на сцене? На сцене среди реквизита затерялось кресло Скарпиа из оперы Джакомо Пуччини  «То́ска». Оно  очень необычное, углубленное по форме, как бы закрывает человека от внешних воздействий, поэтому в нем довольно уютно сидеть. Другие артисты тоже не проходят мимо, часто в нем фотографируются или просто сидят, релаксируют.

 

Самая любимая партия? Все партии любимы. Всегда больше нравится та партия, над которой работаешь в данный момент. Провожу в подготовке к спектаклям много времени: слушаю музыку, думаю о предлагаемых обстоятельствах, читаю литературу, которая легла в основу либретто. Даже если изначально какая-то партия не нравится, то ставлю задачу - найти то, за что я могу ее полюбить.

 

Самый любимый костюм? Все мои костюмы из балета «Дон Кихот», потому что они с испанским колоритом, насыщенно-яркие, страстные, образные.

 

Положительные или отрицательные герои? Отвечу, что интереснее и сложнее воплощать сложных драматических героинь - как положительных, так и отрицательных персонажей. К примеру, Одиллия из балета «Лебединое озеро» должна передать коварство - и в каждом ее движении должен звучать этот обман, который скрывается от принца.  В «Жизели» драматическая партия: главная героиня сходит с ума, - и весь первый акт зрителя надо подводить к этой сцене, объясняя и передавая в танце, чтобы ему было понятно, почему это с ней происходит.

 

«Жизель»

 

При хорошем актерском исполнении партии сил тратится намного больше, потому что кроме технической стороны надо еще передавать и сложную драматическую. И тут очень важно сохранять баланс - чуть больше эмоций, и может начать сыпаться техника.

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Главный режиссер Театра оперы и балета Илья Можайский - о концепции культовой оперы: «Пиковую даму» нельзя ставить без эксперимента»

 

Платье с черепами, демонический игорный дом и светлый финал: фоторепортаж с премьеры самой загадочной и мистической оперы «Пиковая дама»


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 106.5 EUR : 111.66 GBP : 134.63