Сегодня в России и во многих других странах мира актеры, режиссеры и зрители отмечают День театра. В честь знаменательной даты ведущий солист Театра оперы и балета Коми Ринат Бикмухаметов рассказал порталу «МС», как театр повлиял на его жизнь и что из этого вышло.
— Как в Вашей жизни появился балет? Хотелось танцевать с детства?
- Я родился и рос в деревне Вухтым, где о балете даже не слышал. Педагоги Гимназии искусств ездили по республике и отбирали одаренных детей. Мама спросила меня, хотел бы я участвовать в таком просмотре. Педагог из гимназии приехал в село Объячево и смотрел детей. Я захотел попробовать, пришел на просмотр, меня отобрали. После этого поехал учиться в пятый класс гимназии. С тех самых пор балет вошел в мою жизнь.
Пан Ш. Гуно «Вальпургиева ночь»
— Что было для Вас самым сложным во время обучения классическому танцу?
- Самым сложным было заставлять себя работать, ведь это каждодневный труд. Хотелось больше отдыхать, играть в футбол. Сложными для меня были уроки классического танца, потому что каждое движение в балете нужно всегда отрабатывать, оттачивать, не все получалось. Приходилось много работать, повторять.
— Расскажите один или несколько курьезных случаев, которые происходили с Вами на репетициях или спектаклях.
- В мой первый сезон в театре я сразу вводился в несколько репертуарных спектаклей. Это были не только балеты, но и оперы, и оперетты. На репетиции одной из оперетт я учил порядок движений, повторяя за другим, более опытным артистом, который решил подшутить надо мной и показал мне не те движения, которые должны быть в спектакле. А я поверил и повторил их на репетиции, чем вызвал общий смех. Сейчас и я могу так подшутить над молодыми артистами.
Алладин Ф. Амиров «Тысяча и одна ночь»
— Как Вы думаете, как привлечь того зрителя, который совсем не знаком с классикой и «ничего не понимает» в балете?
- Конечно, в идеале приучать к балету надо с детства. Если мы хотим вырастить культурное и образованное поколение, тогда детей надо научить любить театр как можно раньше! Сложнее полюбить в зрелом возрасте то, с чем ты не был знаком с детства. Приучать детей нужно ко всем жанрам театрального искусства, и к балету в том числе. Вначале родители приводят маленьких детей на детские балетные спектакли, затем приходят с ними на классические постановки. Театр привлекает маленьких зрителей тем, что у них на глазах рождается новая история, сказка.
Мне кажется, что главное – это хорошее исполнение танца. Артистам надо танцевать так вдохновенно, чтобы зрителю сразу понравилось, тогда ему и захочется приходить на балетные спектакли. Он будет смотреть каждый балетный спектакль несколько раз, воспринимая сиюминутность происходящего на сцене, сопереживая героям и действию, и обязательно полюбит балет как искусство.
Базиль Л. Минкус «Дон Кихот»
— Есть ли такой вопрос от журналистов и зрителей, который Вам как артисту балета надоел и выводит из себя?
- Есть такой вопрос. Иногда артиста балета называют словом «балерун», а потом спрашивают, правильно или нет мы вас называем? Слово «балерун» неправильное и даже унизительно для артиста. Его вообще не существует. Я всегда отвечаю, что правильнее называть танцовщиком или артистом балета.
— Как русский балет принимают в тех странах, где Вы гастролируете и выступаете? Отличается ли публика?
- С балетной труппой нашего театра я был на гастролях в Финляндии, Германии и Великобритании. Зарубежная публика отличается от нашей. Они внимательнее смотрят спектакли, более сдержаны в эмоциях, дисциплинированы и сосредоточены. Принимают тепло, длительно аплодируя в конце спектакля, долго не отпуская нас со сцены. После спектакля многие зрители приходят за кулисы, фотографируются, берут автографы, благодарят.
Черный Король М. Герцман «Подари мне детство»
— Какая у Вас любимая партия? Почему? А какая дается сложнее всего?
- Очень нравится партия Базиля в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Она сложная, яркая, выразительная. Я пока не так много раз ее танцевал и каждого выхода в этой партии жду с нетерпением. Мне нравится партия Тугана (молодого охотника, жениха Райды) в национальном балете Я. Перепелицы «Яг-Морт». Она одновременно и технически сложная для меня, особенно в первом акте. Стремительные танцы, один сменяется другим, даже не успеваю передохнуть.
Базиль Л. Минкус «Дон Кихот»
— Насколько для артиста важно ощущение единства с партнером? Можно ли, зная партию идеально, станцевать с незнакомым партнером без репетиций?
- На самом деле, это очень важно. Я сам преподаю предмет «Дуэтно-классический танец» и студентам объясняю, что партнеры должны чувствовать друг друга, танцевать как единое целое, чтобы танец получался. Если этого не делать, то получается борьба между партнерами, а не дуэт.
Можно, но только очень опытным артистам. С любым партнером нужно репетировать несколько дней. Даже с одной репетиции целый спектакль с партнершей не станцуешь. Если и бывают подобные случаи, то это, скорее, форс-мажор.
Пьер И. Армсгеймер «Привал кавалерии»
— Что для Вас лучший отдых?
- Для меня отдых – это съездить в родную деревню, сходить в лес, на рыбалку, в баню. Единение с природой успокаивает, помогает морально восстановиться, отдохнуть. В городе в выходные хочется побыть со своей семьей, съездить на дачу, поработать на участке, сменив вид деятельности.
- Как вы празднуете День театра?
- Обычно у нас бывает общий праздник. Все театры объединяются вместе, проходит капустник или какой-то театральный концерт. В это день мы выходим на сцену друг для друга. В этом году по объективным причинам такого общего праздника у нас не будет.