Продолжаем беседовать с уникальной семьей историков Жеребцовых о семейных ценностях, выборе жизненного пути и следованию семейным профессиональным традициям.
В первой части интервью мы говорили о зарождении династии. Продолжаем беседовать с Игорем Любомировичем, его супругой Лидией Сергеевной и старшей дочерью Ириной о правилах жизни молодого поколения Жеребцовых.
– Ирина, какие у вас первые воспоминания о семье, о родителях.
И.И. – Детство больше помню по фотографиям, как и все, наверное.
И.Л. – Очень любила сидеть у деда на коленях, общаться с дедушкой, Любомиром Николаевичем, который в ней души не чаял. Он ушел из жизни рано, но с Ириной успел понянчиться.
Л.С. – Иришка не любила ходить в садик, показывала характер. Договориться с ней каким-то образом удавалось только папе, поэтому он и водил ее в садик. Когда я вышла в декрет с Надюшей, то мы, бывало, оставляли Иришку дома, уступая ее просьбам и договариваясь с воспитателями. Помню, когда в одном из таких случаев позвонила воспитательница и попросила поводить Иру несколько дней в садик – их группа готовилась к открытому занятию с приглашением телевидения, а вести занятие поручили нашей дочери. В саду у нее проявились организаторские и творческие способности, воспитатели это заметили и оценили. Так ребенок и набирался опыта общественной деятельности.
И.И. – В садике, помню, ставили сказку «Теремок», и я очень хотела быть какой-то зверушкой, как и все дети. А мне сказали, что надо быть автором. Там самая большая роль, как обычно, но ни в кого не наряжаешься. Мне кажется, с тех пор в моей жизни так всегда: я все время какой-то автор, который все организует, на котором все держится, и никто не может меня заменить, к сожалению. Как бы иногда ни хотелось.
Л.С. – Свои актерские способности ей удалось реализовать, участвуя потом в постановках студенческого театра эстрадной миниатюры СГУ. Гастролировали даже.
В 6 лет Ириша заявила, что в садик больше ходить не будет, пойдет в школу. В те годы показывали телевизионные передачи для детей «Говорим по-коми», «Говорим по-английски» и другие. Иришка их очень любила, с удовольствием смотрела, запоминала, даже конспектировала, поскольку к шести годам умела читать и писать. Склонность к языкам у нее от бабушки – Сильвы Всеволодовны, мамы Игоря. Она закончила филологический факультет по специальности русский язык и литература, но многие годы преподавала английский язык в сельхозтехникуме, самостоятельно освоила французский и итальянский, с удовольствием занималась переводами.
Ну, пошли записываться в 14-ую языковую школу. Но в нее мы не попали, по СанПиНу туда брали только с 7-ми лет. Тогда Ириша предложила сходить в папину 4-ую школу. Мы пошли. Вообще-то мы к своим детям присушивались. А там устроили экзамен и сказали, что ей бы в третий класс надо идти, а не в первый, и что, конечно, возьмут, но не в простой, а в гимназический класс, хотя на тот момент он был уже полностью укомплектован.
Позже Ирина поступила в лицей при СГУ, закончила его с золотой медалью. Михаил Борисович Рогачев был куратором её группы.
– Как эта склонность к языкам реализовалась в итоге?
И.И. – Владею двумя языками – английским и немецким.
И.Л. – Ирина на республиканской олимпиаде заняла первое место по немецкому языку, хотя он у нее был второй. В Германию потом ездила.
И.И. – И дочь у меня больше склонна к языкам, а сын – математик, хотя и языки у него тоже неплохо идут.
Фото. Поколение next
При этом я отлично знаю, что такое перфекционизм и синдром отличника, поэтому своим детям всегда говорила, что обе оценки хорошие: и «четверка», и «пятерка». Главное – понимать свои ошибки. Но что бы я ни говорила, оба они отличники. Оба начальную школу закончили с одними пятерками, дочь девятый класс закончила с красным аттестатом, и есть желание так же с отличием закончить 11 классов.
– Ирина, спрашивала Игоря Любомировича, хочется получить ответ и от вас: что сподвигло вас заняться историей?
И.И.– Могу полностью папу повторить. Все сложилось естественным образом. Все действительно само получилось. Наоборот, я всегда удивлялась, как другие знают, кем хотят быть, куда поступать. Никогда не хотела быть учителем, потому что не любила ставить оценки. В итоге, я педагог, но оценки не ставлю, провожу недифференцированные зачеты.
По вступительным тестам (тогда еще не было ЕГЭ) я набрала 14 баллов из 15-ти. Это был проходной балл на любой факультет нашего университета, но я выбрала истфак. Потом моя подружка, которая не прошла на юридический, и подала документы на исторический факультет, рассказывала, как ее успокаивали родные, что, вот, смотри, какая-то Ирина Жеребцова набрала 14 баллов и все равно подала документы на истфак, значит, все не так плохо.
– Почему истфак?
И.И. – Видимо, это все же любовь к предмету, потому что историю у нас в лицее вел известный историк Михаил Борисович Рогачев. Да и интуитивно с историей всё было понятнее, поэтому спокойней выбор. Я фаталист, и считаю, что если правильно настроен к жизни, она сама тебя ведет и направляет.
По окончании университета мне предложили заняться другой специализацией – связями с общественностью. С 2006 года и по сей день тружусь по основному месту работы в сфере связей с общественностью и рекламы, заведую кафедрой университета. И с 2016 года в Коми научном центре занимаюсь научной деятельностью, историей. Защитила кандидатскую диссертацию в 2007 году по теме ярмарок на Европейском Севере России в ХIХ – начале ХХ веков.
Круг интересов достаточно обширный. Иногда у меня студенты спрашивают, что бы могло меня удивить. А я им отвечаю, что уже особо ничего, ведь по работе где только ни бываю: и в известном банке как гость или участник мероприятия, и в мужской колонии строгого режима как педагог.
– Ирина, родители помогают в вашей деятельности?
И.И. – Если бы я попросила, обязательно помогли бы, но я очень редко прошу. Справляюсь.
Л.С. – Очень рано наши дети получили прививку самостоятельности – ты есть то, чего достиг сам. Из-за нашей занятости дети научились принимать решения сами. К тому же, честно говоря, не очень приятно слышать: «А, папа подсказал… Папа написал… Папа помог». С этим, к сожалению, сталкивался как Игорь, так и Ирина.
И.Л. – Ну, это шло от людей завистливых или просто недалеких, таких, на наше счастье, немного.
Л.С. – Но главное – это ответственность, желание соответствовать и не подвести близкого человека. Нести этот груз ответственности по жизни нелегко.
И.Л.– Есть такая мудрость: «Встречают по одежке, провожают по уму». Наша фамилия – это наша одежка. А, сын Жеребцова, так, так, так… И реагируют на это обстоятельство по-разному, кто-то встречает с распростертыми объятиями, а кто-то настороженно. А потом все проходит, когда узнают поближе. Так сказать, благородного происхождения, но парень свой.
Вообще, гораздо больше встречалось людей умных и отзывчивых, которые о нашей «династии» говорили с удовольствием: профессор Виктор Анатольевич Семенов (к сожалению, ушедший от нас), например, и многие другие преподаватели СГУ. А Ирина рассказывала такой случай. Она училась на 1-м курсе, и однажды знакомые второкурсницы передали ей рассказ их преподавателя Олега Георгиевича Парфенова, в некотором смысле как раз о «династиях», преемственности. «Был, – рассказывал он, – у меня когда-то студент, интересовавшийся, как я думал, больше выпуском стенгазет, чем учебниками. На экзамене задал я ему простой вопрос, он ответил. Задал я ему сложный вопрос, он опять ответил. Тогда я задал ему вопрос, на который сам не знал ответа, так он опять ответил! А теперь он доктор наук, а его дочка у нас на 1-м курсе учится…»
– Ирина, с каким чувством вы отдаете свои работы папе почитать?
И.И. – Когда диссертация была полностью готова, я её отправила одновременно своему научному руководителю и папе. Когда отец прислал ее обратно, долго боялась открыть. Потому что приоткрыла первую страницу и сразу увидела исправления красным. Только через несколько дней осмелилась. Оказалось, что исправления только в самом начале, и дальше по тексту их не было.
Л.С. – Да, и Игорь, когда получил диссертацию дочери, тоже боялся читать, но, прочитав, с удовольствием сказал: «Она лучше меня пишет!»
И.Л. – Там и править-то было нечего. (Смеются.)
– Как свой выбор в пользу истории сделала ваша младшая дочь, Надежда?
И.Л. – Надя тоже закончила истфак, хотя историком быть не собиралась. В 10-ом классе увлеклась исторической реконструкцией, поехала в Выборг на фестиваль исторической реконструкции. Там они одевались в старинную одежду, носили старинное оружие, готовили аутентичную еду, даже собаки у участников были породы той эпохи. Приехала оттуда увлеченная, с горящими глазами и сказала, что будет поступать на исторический. Я про себя облегченно вздохнул.
Л.С. – По приезду из Выборга Надя написала о фестивале реконструкторов большую статью, понесла редактору газеты «Столица». Он у нее спрашивает, на каком курсе учитесь. А она говорит, что пока в школе. В общем, вызвала удивление. Разместили статью на всю страницу, фотографии рыцарей в доспехах с мечами и копьями; выглядело впечатляюще.
В выпускном классе Надя написала работу о своей прабабушке Надежде Ивановне Треневой (в честь которой ее и назвали), одной из первых заслуженных врачей Коми, выступила на научной конференции в Институте языка, литературы и истории с докладом, а потом (когда Надя уже поступила на первый курс), этот ее текст напечатали в газете для учителей «Образование города Сыктывкара» под рубрикой «Моя семья. Взгляд на историю страны через историю родных нам людей».
А была история, когда она в 2002 году решила поучаствовать в конкурсе «Мисс Комсомольская правда», где нужно было сказать несколько слов о себе и прислать свое фото. В доме как раз шел ремонт, и все книги были сложены высокими стопками посереди комнаты. Надюша сфотографировалась, сидя на них, и отправила в газету с небольшой подписью, нам ничего не сказав. Вот было наше удивление, когда Игорь приходит с работы, достает из почтового ящика газету, а там на последней странице под заголовком «Книги я пишу себе сама!» фото нашей дочки с таким ее текстом: «Что я могу о себе сказать? Когда я не могу найти интересную мне книгу, то пишу ее сама. Наверное, стану журналисткой. Так что ждите!» Потом пришли друзья, видят газету, говорят: «О, как девушка на Надю похожа, правда? Ой, так это она и есть!!!»
– Получается, что ее слова были пророческими.
Л.С. – Да, бабушкины гены филолога все же победили, и Надежда сейчас больше проявляется как литератор, писатель, не как историк. Уже на пятом курсе истфака она начала сотрудничать с «Красным знаменем» как внештатник, а потом ее даже принимали в штат, пока газета функционировала. У нее очень легкий слог, пишет глубоко. Пишет о любви, о межличностных отношениях, отношениях мужчины и женщины.
– Что кроме истории объединяет вашу семью?
И.И. – В Шошку раньше ездили все вместе, дней на десять. Сейчас уже дети подросли, не всегда выезжают с нами.
Л.С. – Шошкинский дом – это наследство бабушки Игоря по маминой линии, Надежды Ивановны (про которую Надя писала).
Правда, землей у нас никогда не получалось особо заниматься. Как-то попросили нашего друга Витю Пискунова подбросить на машине до дачи – нужно было окучивать картошку. Приехали. Витя ходил, ходил по участку и говорит: «А где у вас огород-то?» Ну, мы показали. А он: «Вот эти полтора квадратных дипломата (портфеля – прим. ред.)?» (Смеются.)
И.Л. – Из моментов, которые объединяют: каждый год празднуем 2 августа, день рождения семьи, ей в этом году исполнилось 44 года. Обязательно собираемся все на дни рождения папы с мамой, на Новый год. Это традиция.
– Что для вас является местом силы?
И.Л – Это наш дом, квартира, в которой мы живем. Мне по своей профессиональной деятельности, да и из любопытства пришлось объездить почти всю страну, побывать в других государствах. Я всегда с большим азартом соглашаюсь на путешествие, но за два дня до поездки приходят совсем другие мысли: «Зачем из дому уезжать. Тут так хорошо. Куда-то собираться, чемоданы, дорога». Поэтому Лиде всегда говорю: «Меня не провожай. Вышел из дому – значит, я уже в пути». Но какое счастье возвращаться обратно домой! Самое счастливое время – это когда сел в самолет и знаешь, что полетишь, не отложат, не перенесут, не посадят вместо Сыктывкара в Магадане. Вот это кайф, вот это счастье!
Раньше приезжал как Дед Мороз, с кучей подарков – конфетки, игрушки, и еще было интереснее возвращаться. А сейчас все можно купить в магазинах Сыктывкара, ничего вести особо не надо.
Л.С. – Но всё равно обязательно привозит всем что-нибудь необычное, не может без подарков. И дочери эту традицию продолжают.
– Как юное поколение Жеребцовых относится к знаменитым историкам в семье?
И.И. – Надин старший сын только в школу пошел, младший пока садик посещает, а мои дети уже постарше. В школе им всегда нравилось, когда на краеведческих уроках упоминали Жеребцова Игоря Любомировича как известного историка, и с гордостью заявляли, что, вообще-то, это наш дедушка.
И.Л. – Недавно у нас появился еще один историк в роду. Это уже четвертое поколение историков, если считать с моего отца, – Эвелина, внучка моей сестры Людмилы. Недавно закончила бакалавриат в Волгограде, сейчас учится в магистратуре Сыктывкарского университета, увлеченно занимается археологией, бывала в экспедициях наших археологов.
Л.С. – У нас Надюшка классе в 4-ом – 5-ом писала сочинение на тему «Моя семья». А учительница передала работу на телевидение. И нам стали предлагать снять сюжет. Мы поначалу отказывались, но вскоре сдались. По ее сочинению закрутили какой-то сценарий, Надя должна была читать, а мы играть сами себя. Запомнилась одна фраза из ее сочинения: «У нас в каждом углу история». Это действительно так. Например, в углу стоял самодельный журнальный столик: к большому панно с художественной росписью (приз Игоря за первое место во всероссийском литературном конкурсе школьных сочинений по произведениям Максима Горького) Игорь с отцом прикрутили проволочкой ножки от старого телевизора. И в доме всегда было много старинных вещей. Со старым вещами мы тяжело расстаемся. А моя мама наоборот любила повторять: «У вас в квартире одни дрова». (Смеются.) Так что на одно и то же явление в семье смотрели по-разному.
– У вас такая интересная, состоявшаяся в разных ипостасях семья, с достижениями в науке, в воспитании детей, в их приобщении к истории. Что важно для каждого из вас на данный момент?
Л.С. – Спокойно жить.
И.Л. – Продолжать получать удовольствие от жизни.
И.И. – Помочь детям найти свое место в жизни. Пока здесь приоритеты.
– И никто не вспомнит про науку?
И.Л. – Наука от нас никуда не денется. ( Улыбаются.)
*Проект реализуется при финансовой поддержке Минцифры Республики Коми