Поражающие воображение мультимедийные декорации и неожиданный поворот сюжета: фоторепортаж с генеральной репетиции балета «Яг-Морт»
15.04.2021

Уже завтра в Театре оперы и балета состоится долгожданная премьера балета «Яг-Морт» в новой (уже пятой по счету) редакции. Еще на стадии подготовки в прессу маленькими порциями просачивалась информация о необычном сюжетном решении и мультимедийных новациях. Именно поэтому ажиотаж вокруг премьеры балета на фестивале «Сыктывкарса тулыс» царит нешуточный. 15 апреля на генеральной репетиции мы смогли оценить, каким  легендарный балет композитора Якова Перепелицы стал в новой редакции.

 

Целый мир оживает на сцене

 

- У нас сегодня сводная репетиция, прогон для зрителя, тестовый вариант. Вам повезло, вы станете свидетелем первого показа новой версии «Яг-Морта». К тому же, нам недавно открыли возможность заполнять 100% зала. Это хорошо, мы наконец-то увидим свет в конце тоннеля, - рассказал перед началом балета главный балетмейстер Александр Рюнтю. Надо отметить, что в зале кроме журналистов были воспитанники творческих учреждений города, он был заполнен практически на 80%.

 

Еще на пресс-концеренции в преддверие постановки Александр Рюнтю говорил о ноу-хау: мультимедийных декорациях, над которыми долго работала московская компания X.O. Studio. Подобные декорации использовались в России только в постановке «Золушка» в Михайловском театре. Балетмейстер отмечал, что современные технологии ни в коем случае не нарушат целостность театральной постановки. Зрители на репетиции 15 апреля в этом убедились.

 

Первое действие: весело и мирно

 

Казалось, что на глазах оживает целый мир: мы увидели бредущего в снегах охотника, огромную каплю воду на еловой ветки, снежинки и бушующую метель. Благодаря мультимедийным эффектам постановка стала настолько объемной, что, казалось, действо происходит не на экране, а прямо в голове у зрителя.

 

 

Похожий эффект наблюдается, когда человек надевает 3D-очки. На этом мультимедийные сюрпризы не закончились.С помощью  3D веселые солнечные фоны сменяются на дремучий лес - и наоборот. Отдельных аплодисментов достойна мультимедийная анимация художественных творений этнофутуриста Юрия Лисовского во втором действии балета. Таким образом, мультимедиа и театр создают чудесный симбиоз: мирно сосуществуют и дополняют друг друга.

 

Красота в костюмах и танцах

 

Неожиданный сюжетный поворот

 

Напомним, что 17 и 18 апреля зрители увидят уже пятую редакцию. Во всех четырех, которые шли в Театре оперы и балета почти 60 лет, главный злодей Яг-Морт погибает от рук охотника Тугана, который спасает свою невесту Райду. Приоткрываем завесу тайны: в новой редакции Яг-Морт - не злодей, а сложный амбивалентный герой, который требует сострадания. И, как говорил балетмейстер Александр Рюнтю на пресс-конференции, он неким образом олицетворяет лес, который в нынешних реалиях нуждается в защите и внимательном отношении. Именно поэтому красавица Райда, несмотря на страх перед лесным великаном, защищает его… Убивают ли Яг Морта? Приходите на премьеру в Театр оперы и балета и сами узнаете: билеты еще есть, но их осталось совсем немного.

 

Борьба с Яг-Мортом

 

Кстати, в афише Яг-Морту придали максимальное сходство с голливудским актером и кумиром миллионов Джейсоном Мамоа. Показалось, что и в постановке это сходство было сохранено. Во всяком случае, Яг-Морт действительно не выглядел отталкивающим злодеем, но статным красавцем с развевающимися волосами.

 

История танца и великолепные костюмы

 

На пресс-конференции Александр Рюнтю подчеркнул, что зритель на балете увидит всю историю танца в миниатюре. Так, артисты начали с пантомимы, затем перешли к танцевальному театру, затем народному и академическому танцам, после - к классическому балету. Затем зрителя ждала неоклассика и современный танец. Сидящие в зале театралы кратко охарактеризовали: «Хорошо танцуют». Достойны отдельного упоминания и костюмы. Во втором действии они служат практически отдельным украшением сцены: олени с раскидистыми рогами, лешие и лесные чудища поражают воображение. Балет уложился в два часа с небольшим антрактом. В перерыве даже некогда было заходить в соцсети, потому что хотелось обсуждать то, что только что увидели на сцене. Мне кажется, что это знак того, что все получилось.

 

Мнение

 

После постановки мы поговорили Галиной Ширяевой - известным в республике человеком, заслуженным работником, лауреатом премии правительства Коми. Дело в том, что Галина Юрьевна была свидетелем создания первого национального балета «Яг-Морт» и сама в 1966 году исполняла небольшую роль в нем - танцевала партию Пеж гаг (ящерица).

 

- Новая редакция «Яг-Морт» - это прочтение в духе времени, когда глобальная экологическая проблема человечества нашла отражение в постановке. Главным героем балета стал лес, который нуждается в защите человека.  Это смелый шаг, но не надо забывать о том, что концепция балета пересмотрена на основе изучения музейных материалов. Для кого-то новая постановка покажется спорной, но сколько людей, столько и мнений. К тому же, надо понимать, что 15 апреля была не премьера, а генеральная репетиция. Между тем, артистам нужно время, чтобы вжиться в свою роль, нужно время для технической отдачи и свободы воплощения.

 

Меня поразил видеоконтент! Это замечательно, удивительно. Приятно, что Театр оперы и балета может использовать такие мультимедийные декорации. Они увеличивают эмоциональное воздействие на зрителя и помогают глубже отразить экотематику. Поэтому могу сказать, что постановка понравилась, она соответствует духу времени. И ее сложно сравнивать с первой постановкой: другое время, другое восприятие, другие возможности. Да и профессиональных артистов тогда почти не было - танцевать приходилось самодеятельным танцорам и хору. Тем не менее тогда эмоциональное воздействия на зрителя было огромным. Все-таки это был первый национальный балет.

 

Историческая справка

 

«Яг-Морт» (Лесной человек) - первый коми балет, музыка Якова Перепелицы, либретто Геннадия Тренева. Основанный на коми народных сказаниях балет рассказывает о торжестве человеческого разума над темными силами, о могучей и всепобеждающей силе любви. Премьера состоялась 18 августа 1961 года на сцене Республиканского музыкального театра, год спустя – в Москве, в Кремлевском театре. Балетмейстер Г. Ваховский, дирижер Н. Клаус, художник В. Игнатов.

 

Балет «Яг-Морт». Яг-Морт - В. Шестаков, Ёма - Л. Бочковская. Фото Е. Мичуриной и И. Ефимова

 

 

Идея Яг-Морта не нова, она типична для многих сказаний разных народов - это мысли о неизбежности добра над злом.Сюжет построен на фольклорном предании о злом лесном человеке. Яг-Морт похитил у охотника Оксы его молодую жену Маду, оставив на руках отца дочь-малютку Райду. Прошло шестнадцать лет, и Яг-Морт уносит в лес и Райду, которая собиралась стать женой молодого охотника Тугана. Добиваясь любви молодой Райды, Яг-Морт задаривает ее драгоценностями, пытается запугать лесными духами и чудищами, помогает ему ведьма Ёма. Но все усилия были напрасны. Райда отвергала любовь лесного колдуна. Здесь же в лесном урочище, томилась поседевшая от времени и невзгод, мать Райды. По ожерелью мать узнает Райду. В логово Яг-Морта врываются охотники во главе с Туганом. Они убивают злодея. В эпилоге жители деревни приветствуют освободителей и Райду с матерью. Избавленный от лесного злодея народ радостно встречает восходящее солнце.

 

Яркая образно-выразительная музыка композитора Якова Перепелицы способствовала большому успеху первого коми национального балета. Балет «Яг-Морт» получил заслуженное признание, в первой половине 60-х состоялись успешные гастроли труппы в Москве, Ленинграде, Архангельске, Кирове, Ижевске и других городах.

 

Яндекс.Погода
Валюта

USD : 92.4 EUR : 100.98 GBP : 118.18
Яндекс.Погода
Валюта

USD : 92.4
EUR : 100.98
GBP : 118.18