фото из открытых источников и из архива героев статьи

07.12.2018 | Интервью

Первые полеты, суеверия и бесконечная любовь к небу: сыктывкарские летчики рассказали о своей работе

6 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 7 декабря Международным днем гражданской авиации (International Civil Aviation Day). В честь праздника мы спросили сыктывкарских летчиков о небе, суевериях, трудностях и страхах.

Василий Триндюк, бывший летчик с 28-летним стажем

- Помните свой первый полет?

- Первый полет, как и первую любовь, трудно забыть! Представляю, как волновались инструктора, выпуская нас в первый раз в небо. Тогда существовала традиция: после первых самостоятельных вылетов, даже некурящие, выкуривали сигарету, а позже подписывали их и дарили уже именные сигареты окружающим. Они долго у меня хранились. Конечно, это очень волнительно в 18-20 лет подняться в небо без инструктора с товарищем-курсантом справа на Як-18, а спустя год уже на многотонном Ан-24. Помню, отлетал на Ан-24 два положенных самостоятельных круга и инструктор Блинов, как сейчас помню, говорит: «Хорошо отлетал! Лети еще один круг – призовой». Дело было в Малой Виске под Кировоградом.


- Есть ли у вас кумир – летчик, космонавт, чья жизнь и труд для вас источник вдохновения?

- Стараюсь относиться к этому вопросу по-философски. Главное, как говорится в Библии, не сотворить себе кумира. В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Вся наша жизнь, это борьба добра со злом. В авиации много удивительных людей, пришедших из других профессий или разделивших любовь к небу с поэзией и рисованием. Один из удивительнейших людей, встретившихся мне на пути, стал Александр Николаевич Ковалев: человек-легенда, человек влюбленный в небо и в авиацию!

- Если бы не стали пилотом, кем бы стали?

- Перед поступлением в летное училище думал, что если не пройду по конкурсу, то пойду в пединститут, а потом стану тренером по фигурному катанию, или лыжам, или борьбе. Мне всегда нравилась работа с детьми. Я и сейчас, приходя на каток, с удовольствием учу всех желающих элементам фигурного катания, первым шагам на льду, технике безопасного падения. В детстве также нравилось конструирование, зачитывался про авиаконструкторов Антонова, Туполева, Ильюшина. В принципе, мечта тоже осуществилась, так как все время что-то изобретаю, придумываю, потом патентую новые изделия и стараюсь вопротить идеи в производство. Однако поступить в летное училище получилось с первой попытки. Сказались занятия спортом, закаливание, коровье молоко, упорство в учебе и армейская выправка, так как поступал после службы в рядах вооруженных сил.

- Есть ли суеверия?

- Летчики избегают прилагательного «последний», заменяя его словом «крайний». Страх при полетах все равно присутствует. Он и должен быть, иначе царило бы безрассудство, особенно - в трудные моменты. В таких ситуациях, когда ночь, гроза, обледенение, а ты в посадочной конфигурации выполняешь заход на посадку, конечно, есть напряженность. Все зависит от организованности экипажа, психологической совместимости, собранности, умении выполнять полет. Для безопасного выполнения рейсов экипажи изучают полетную документацию, проходят тренажерную подготовку. Но люди разные, как везде и, конечно, конфликты, хоть и редко, но бывают. В такие моменты приходиться быть и психологом.

 

Александр Ковалев, преподаватель «Коми регионального центра подготовки авиационного персонала»

- Какие приметы и суеверия существуют среди пилотов?

- Особо никаких примет и суеверий среди летчиков не было. Единственно, на что можно обратить внимание, старались особо не фотографироваться перед вылетом.
 

- Как сейчас обстоят дела с авиацией в стране?

- Сразу оговорюсь, мое личное мнение, это мое мнение. Оно может не совпадать с мнением других людей. Страна приняла решение летать не на своей, а на иностранной технике. На самолеты, перевозящие сотни пассажиров, переучивают выпускников летных училищ, которые еще и пилотами не стали. А как действовать в цепочке «компьютер - человек – машина» многие так и не поняли. Мне повезло, что я работал в период расцвета авиации, в том числе и в Республике Коми. Был очень большой парк воздушных судов, подготовленный технический и летный персонал. Наших авиаторов с удовольствием брали на работу в любом регионе. Ставка на «иномарки», по моему мнению, себя не оправдала. Из девяти самолетов летают всего два исправных. Удобно ли это для пассажиров?

- Как побороть в себе чувство страха, научиться принимать решения за долю секунды, все точно просчитывать?

Думаю, что этот вопрос каждый, кто решил связать свою судьбу с авиацией, должен для себя закрыть до первых шагов в деле освоения летной профессии. А чтобы не бояться и принимать правильные решения в любой, порой сложной ситуации, надо быть уверенным в себе, то есть подготовленным теоретически и практически к действиям в любой усложненной или аварийной ситуации. Для этого и проводится предполетная подготовка.
А чтобы просчитать заранее все возможные варианты, нужен опыт. Сразу это не дается.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 64.55
EUR : 72.95
GBP : 85.13
Система Orphus