01.03.2018 | Интервью

Народный баянист Коми Владислав Акишин То что отцы не допели мы допоем

В феврале свой солидный 70-летний юбилей в кругу друзей и творческих коллег отметит заслуженный артист Республики Коми Владислав Акишин, творческий наставник звонкого, яркого и любимого многими коллектива «Русская гармонь». Мы попросили талантливого баяниста и художественного руководителя окунуться в ретроспективу своей жизни с «высоты» исполнившихся лет. Владислав Николаевич – очень приятный собеседник, речь его усыпана метафорами цитатами известных людей, а слова пропитаны смыслом. Невольно проникаешься уважением к его личности, и разделяешь его светлую грусть о том, что уходит гармонь из жизни современного человека. Душой хочется «растянуть меха гармошке» и сказать: «Не переживайте, уважаемый Владислав Николаевич», но умом понимается, что искусству этому нужно учиться с малых лет, как наш собеседник…

- Расскажите о своем детстве? Каким вы были мальчишкой? Как познакомились с гармошкой?

- Познакомился и до сих пор «дружу» я не с гармонью, а с баяном. К этому пришел сам, никто не тянул меня в музыку, было мне 11 лет. Хотя, это считается достаточно поздним возрастом. Я учился в музыкальной школе, и вскоре мама подарила мне старый баян, купленный без меня и настроенный. Но мы с ним «спелись». Второй баян я уже купил с родителями в складчину, так как подрабатывал в Артеке, где аккомпанировал иностранным гостям.

- Иностранным?

- Да, это было уже во время учебы в Консерватории. Мы сдавали экзамены экстерном и отправлялись на летнюю «вахту». Это был очень интересный период в моей жизни. В Артек приезжали гости со всего мира, а я подбирал для них музыку на слух, несколько раз мелькал на «Интервидении» в прямом эфире.

- А семья у вас музыкальная?

- Нет, вовсе нет, профессиональных музыкантов у нас не было, но к музыке имели отношение все: в то время домашнее музицирование было очень развито. Отец немного играл на гармошке, в семье часто пели, а сестра также закончила музыкальную школу, хотя после успешно отправилась по пути учителя.

- Где учились, как учились?

- Сначала была музыкальная школа в небольшом промышленном городе Выкса, первое выступление перед большой аудиторией в Горьковской консерватории, которое запомнилось на всю жизнь и подарило мне столько эмоций и впечатлений. Тут у меня случилась профессиональное недомогание музыкантов – я «переиграл» руку, перенапряг, «перерепетировал», но познакомился с удивительным сольным звучанием баяна. После школы – серьезная работа в музыкальном училище, которая позволила мне преодолеть большой конкурс баянистов и поступить в Горьковскую консерваторию. Помню как оказался 15-летним ребенком с провинции в большом городе… Но ко всему привыкаешь.

- В консерватории было сложно?

- Музыкальный наставник у меня был с мировым именем, он много работал с нами, и на выпуске я получил две квалификации: художественный руководитель и солист. Солиста давали далеко не всем и только за безошибочное исполнение сложной программы на баяне.

- А Сыктывкар. Как Вы здесь оказались?

- Я приехал сюда уже после третьего курса консерватории преподавать в музыкальном училище. И попал с корабля на бал – мы отправились на картошку. Хорошая русская традиция. А, в целом, моя карьера в Сыктывкаре маятником переходила от сольной игры до преподавания. На моем счету уж более 3000 тысяч концертов, из них 500 сольных.

 

- В Коми?

- Нет, не только, хотя республику я объездил вдоль и поперек, побывав и в разных городах, и в глубинке. Заносило меня с моим верным спутником баяном и на Сахалин, и на Владивосток.

- А как вы стали частью любимого многими народного коллектива «Русская гармошка»?

- с 2003 года я стал художественным руководителем ансамбля, с 2005 года мы оказались «под крылышком» ЦДК «Октябрь, но работу нужно было начинать практически с нуля, набирать коллектив, подбирать репертуар. Хорошо хоть сработало сарафанное радио. Потихоньку набрали обороты – и вот, поем, играем. Коллектив у нас небольшой, зато мобильный, стараемся выезжать с концертами. Но нас все меньше и меньше, гармонисты тают, как весенний снег.

- О чем поете, играете?

- Репертуар у нас богатый, из серии «То, что отцы не допели, мы допоем». Старые песни – из 30-х, 40-х, 50-х годов – это наследие настоящих профессионалов. Мы каждый год обновляем репертуар. А что до слов… Я проанализировал наши песни: про гармошку их очень много, про баян счет идет на десятки, любит русский народ лиственные и ягодные деревья, рябинки, калинки, хвойные и дуб - меньше. А если серьезно, мы тщательно подбираем текст, чтобы он был со смыслом. Именно мы, так как репертуар обсуждается, а не навязывается.

- А как поддерживаете дисциплину в ансамбле, пряником или кнутом?

- Как говорил легендарный Аль Капоне: «С добрым словом хорошо, а с револьвером еще лучше». Но у нас – исключительно доброе слово – это самодеятельность, творчество по желанию и призванию, и кнутом здесь ничего не добьешься. Мы дружим и сотрудничаем.

- «Играй Гармонь», любите?

- Конечно, но ее все оттесняют, она уже не так популярна и транслируется в непопулярное время. Наши супруги Головановы дважды участвовали в фестивале «Играй, гармонь», (г.Иваново), но гармонь, баян, и народная музыка, к сожалению, сходят на нет, уже сейчас артисты предпочитают петь не под не живую гармошку, а под музыкальные наигрыши с колонки. Жаль…

А в чем ваш секрет, какое место занимает баян в вашей квартире (шутим) сердце?

С любимыми не расставайтесь, мой избранник – баян. Может быть, сила привычки, как у карманников, может что-то другое, но с баян – мой верный спутник почти всю жизнь.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 64.52
EUR : 72.95
GBP : 81.92
Система Orphus