13.06.2019 | Как это работает

Закулисье или как устроен главный музыкальный театр Коми

Театр оперы и балета - слаженный коллектив служителей Мельпомены, благодаря которым рождаются и живут образцы мирового классического искусства. Большинство из работников театра зритель не видит, но, наряду с актёрами, режиссёром и художником, награждает их своими аплодисментами. Мы побывали в стенах культурного бренда региона с миссией изучить его работу изнутри и  посмотреть, как в единой связке трудятся постановщики, дизайнеры, костюмеры и гримеры по ту сторону сцены. Экскурсия получилась прелюбопытной.

Что скрывает занавес

Первым делом забрались на сцену, в недоступную для зрителей часть. В центре сцены расположен врезной дисковый поворотный круг, который вращается вокруг центральной оси. Он предназначен для перемещения по окружности декораций и исполнителей.

У сцены, оказывается, есть боковой карман – помещение для хранения. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены и вмещают крупногабаритный реквизит. Во время нашего пребывания в стенах театра здесь находились носилки царевны Будур, колесница, зеркала, лестницы и скульптура - огромная голова. 

Монтировочный цех

Техническое обслуживание сцены во время репетиций и спектаклей – основная задача монтировочного цеха. Трудятся в этом цеху настоящие мужчины – машинисты сцены: монтируют и разбирают декорации спектаклей, «наряжают» сцену перед показом, управляют механизмами, отвечают за правильное хранение и эксплуатацию декораций.

Верхняя часть сцены оборудована рабочими галереями и переходными мостиками и служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. 

Обслуживание сцены осуществляется с помощью специального пульта размером с рояль, с множеством рычагов, пусковых кнопок и горящих лампочек.

Работа в цеху кипит всегда, даже если вечером нет показа спектакля.

Реквизиторский цех

Рай для гоголевской Коробочки с культурными замашками. В небольшом по меркам театра помещении хранится реквизит, который используется артистами во время спектаклей, – зонты, цветы, шпаги, вазы, книги, музыкальные инструменты, связка сушек, подсвечники, мечи, шляпы, веера, колоритные самовары, лампа Аладдина и иже с ними.

Весь реквизит делают из пенопласта или поролона для легкости и мобильности, детально прорисовывая все штрихи. 

Художественная мастерская

Это достаточно большое помещение. В цеху расписывают мягкие декорации, выполненные на тканях, и расписывают бутафорию по эскизам художника-постановщика. Процесс проходит в несколько этапов: сначала художник-постановщик рисуют эскиз небольшого формата, а потом уже в цеху переносят его на многометровую ткань нужного размера.

Орудуют художники кистью размером со швабру, метровым циркулем, поролоновой резинкой с буханку хлеба. Такой вот инструментарий.

Готовую картину просушивают специальной пушкой и пакуют в рулоны.

- У нас работает всего 5 человек, но каждый член команды талантлив и полон энтузиазма. Иногда привлекаем волонтеров и студентов-дизайнеров. Однажды помогали готовиться к спектаклю даже служащие в армии, - рассказала заведующая художественным цехом Ольга Брунмаер.

Костюмерный цех

В театре три складских помещения для хранения костюмов. Мы побывали на самом большом центральном складе, где хранится большинство костюмов. Всего их 6000, каждый снабжен ярлычком с фамилией артиста. Костюмы располагаются в три "этажа". Верхний ряд занимают маленькие или редко используемые наряды, достают которые при помощи специальной лестницы.

Перед началом спектакля костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где артисты готовятся к выходу на сцену.

- В коллекции театра есть особенные вещи, такие, как костюмы, подаренные Большим театром в 40-50-е годы, на них сохранилась печать великого театра. Мы бережно их реставрируем, используем в спектаклях и храним, впрочем, как и все остальные, - поведала заведующая костюмерным цехом Марина Дементьева.

Гримерно-пастижерский цех

Пожалуй, одно из самых интересных мест в театре. Помещение состоит из 2-х частей. В одном располагаются парики разной длины и цвета, из натуральных и искусственных волос (есть парики из волоса буйвола, которые, к слову, очень долговечные) и даже перьев; диадемы, заколки и многое другое.

В другой части помещения работают непосредственно гримёры. По заданию художника-постановщика выполняют индивидуальный грим для героев будущего спектакля. Изготовление накладных париков, усов, бакенбардов под соответствующий образ; решение вопросов, связанных с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями – всё это решается здесь же, в гримёрном цеху. 

- На грим, в зависимости от его сложности, уходит от 10 до 40 минут. Иногда мы начинаем процесс накладывания грима за три часа до начала спектакля. Для меня это стиль жизни, а не работа, ведь я накладываю грим ни много ни мало 42 года, - рассказала заведующая гримерно-пастижерским цехом Наталья Карпова.

На дне: цокольный этаж

Последний пункт нашего экскурсионного меню. Под сценой находится трюм. На самом деле, это первый этаж здания, так как сцена, зрительный зал и главный холл расположены на втором этаже. На фото хорошо видны очертания поворотного круга.

В театре успешно функционируют пошивочный, обувной, столярный, остветительский, звуко-технический цеха, цех росписи костюмов и головных уборов. Театр изнутри напоминает муравейник, где каждый ходит по своей тропе, но все вместе создают нечто масштабное и красивое. 

Проходя по узким коридорам здания театра, можно встретить колоритных "персонажей".

Для всех любопытствующих разработана специальная экскурсионная программа «Закулисье» по театру, которая рассчитана на людей любого возраста и пользуется большим спросом.


Яндекс.Погода
Валюта

USD : 87.84 EUR : 95.66 GBP : 113.63