Общественный представитель Агентства стратегических инициатив по направлениям молодежного предпринимательства и социальных проектов Анна Демина рассказала порталу «Мой Сыктывкар» о сложностях и достижениях в работе общественного представителя АСИ в регионе.
- Что такое АСИ? Как вы стали общественным представителем АСИ в регионе?
- Больше 10 лет назад в России появилось Агентство стратегических инициатив (АСИ). Председателем Наблюдательного совета организации является президент РФ Владимир Путин. АСИ - российская автономная некоммерческая организация, созданная правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. Это «агент изменений», работающий вместе с лидерами над масштабными инициативами и объединяющий усилия общества, бизнеса и государства.
В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и так далее. Нужно отметить, что это прорывные технологии в социальной сфере, образовании, цифровые сервисы, которые направлены на максимальное развитие человеческого потенциала и территории. А самое главное это площадка для обмена опытом и трансляции лучших практик в регионы. Так как я являюсь директором некоммерческой организации уже 11 лет и реализовала множество социально-значимых проектов, то осознанно решила стать общественным представителем АСИ. В 2020 году прошла конкурсный отбор сразу на два мне близких направления - «Социальные проекты» и «Молодежное предпринимательство».
- А что делает общественный представитель?
- Общественный представитель привлекается на безвозмездной основе, в первую очередь, для продвижения инициатив агентства по улучшению предпринимательского климата, содействия в преодолении административных барьеров для реализации проектов. Проще говоря, общественный представитель транслирует в регион передовые технологии и практики АСИ, связывает агентство с органами власти, различными бизнес-ассоциациями и общественными объединениями, институтами развития и экспертным сообществом. Моя задача – довести до них информацию об инициативах, лучших практиках среди регионов по отдельным направлениям, а также способствовать их внедрению на территории Коми. Для этого общественный представитель привлекает местное сообщество и власть к различных опросам, участию в конкурсах, семинарах и форумах, проводимых АСИ.
- Расскажите об основных инициативах АСИ? В чем их особенности?
- Их очень много, перечислю для меня наиболее важные. Во-первых, например, стоит упомянуть форум «Сильные идеи для нового времени». Цель форума – выбрать и реализовать 100 сильных идей, которые внесут значимый вклад в развитие страны, общества и достижение национальных целей развития до 2030 года. Ключевая идея форума: сильные идеи, доработанные в проекты и готовые к тиражированию практики, требуют объединения сильных, заинтересованных людей. Совместная работа и консолидация сообществ АСИ вокруг идей поможет в поиске ответов на большие и сложные вызовы нового времени. Кстати, прямо сейчас (до 1 апреля) на крауд-платформе проходит первый этап форума – сбор идей. Если у вас есть идея вы можете подать ее пройдя по ссылке или обратиться ко мне за консультацией и помощью.
Во-вторых, АСИ реализует внедрение в наше общество и экономику Национальной социальной инициативы. Цель - ориентация на человека в деятельности органов государственного и муниципального управления. НСИ - это механизм, позволяющий улучшить качество и доступность социальных услуг и сервисов путем прямого диалога с людьми, непосредственно связанными с этой сферой: пациентами и медицинскими работниками, учениками и их родителями, а также учителями, работниками социальной сферы и людьми, которые получают или ожидают получения социальной поддержки. Такой диалог позволяет узнать о реальных проблемах и барьерах, с которыми сталкиваются люди. Это система мониторинга и обмена лучшими практиками в социальной сфере на региональном и муниципальном уровнях.
В-третьих, составление рейтинга качества жизни населения и Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата
- Что показывает национальный рейтинг?
- В рейтинге есть показатель «эффективность процедур регистрации предприятия». Чтобы определить, насколько просто в регионе открыть бизнес, анкетируют тех, кто этот бизнес открыл. Сколько времени понадобилось на получение разного рода разрешений, выдачу техусловий, оформление документов, сколько денег это стоило. Кроме того, по ряду показателей оценка дается и представителями профсообщества. Союзы предпринимателей, члены экспертных групп отвечают на специальные вопросы. Третий источник – данные Росстата. Анализируются подробные сведения о росте инвестиций, приросте населения, увеличении налогооблагаемой базы. Аналогично осуществляется и рейтинг качества жизни и оценки усилий РОИВ по созданию качественной среды для жизни граждан.
Следующая важная инициатива «Смартека» — это площадка, на которой лидеры обмениваются опытом решения социально-экономических задач, способствуют устойчивому развитию регионов и реализации Национальных проектов. Практики «Смартеки» — это опыт решения реальных задач, проверенный экспертами, документированный и готовый к тиражированию. Кстати, практику может разместить любой зарегистрированный пользователь, практики проходят экспертную оценку, они имеют понятное описание и подтвержденный результат
- Какие еще проекты АСИ вы реализуете?
- Самый мой приоритетный и значимый для развития региона проект - открытие первой «Точки кипения» в Республике Коми, который мы с командой резерва управленческих кадров продвигаем уже больше года, получив официальное разрешение АСИ, а именно прошли специальный обучающий курс и защитили концепцию будущей точки кипения - Сыктывкар. Для меня, как для общественного представителя, очень важно ее открыть особенно в настоящей экономической ситуации, когда необходимы прорывные идеи и проекты для развития страны, переход на импортозамещение, внедрение инноваций, рост технологичного производства.
- А что такое «Точка кипения»?
- «Точка кипения» — комфортное пространство для коллективной работы, где каждый может бесплатно организовать или поучаствовать в образовательных и деловых мероприятиях на базе сервиса Leader-ID, учить и учиться в профессиональных сообществах, собрать команду для реализации проекта, найти экспертов или инвесторов по всей стране. Сеть «Точек кипения» — это более сотни площадок от Калининграда до Камчатки, которые действуют в интересах технологического развития страны. «Точки кипения» работают с бизнес-партнерами, университетами, региональными институтами развития, помогают местным командам запустить и масштабировать проекты, поддерживают встречи профильных сообществ и способствуют образованию и карьерному росту школьников, студентов и профессионалов своего дела.
По сути, это площадка, на которой на постоянной основе собираются представители различных сообществ и органы власти для решения задач, проблем, выработке стратегий и обсуждения идей для развития города, республики, страны. Повестка и план мероприятий утверждаются на 2 года, в которой планируется проведение не менее 150 мероприятий в год. Еще можно сказать, что «Точка кипения»- это точка сборки проекта, направленного на решение конкретной проблемы территории. Например, утилизация отходов: органы исполнительной власти предоставляют площади и территорию для сбора и сортировки мусора, субсидируют затраты на покупку оборудования и технологий, бизнес организует сбор, сортировку и переработку мусора, наука и образование предлагает технологичные решения, экспертное сообщество оценивает риски и потенциал проекта. Именно в таком взаимодействии получается реализовать проекты с максимальной эффективностью и скоростью. И это доказали те регионы, в которых точки работают уже не первый год.
Также на бесплатной основе любой гражданин или организация, которая работает в теме повестки «Точки кипения» может зарегистрировать свое мероприятие и провести его в этом пространстве. Главным принципом работы проекта является доверительная атмосфера, обсуждение без «галстуков», отсутствие политики и религии.
- Почему до сих пор не удалось ее открыть?
- Сложно ответить сразу, столько уже сделано и еще предстоить сделать. Главная задача это поиск юридического держателя «некоммерческой франшизы», предоставляемой АНО «Платформа НТИ», с которым подписывается соглашение. После решения этой задачи решится вторая - подходящее под определенные требования помещение. На сегодняшний момент в России уже открыто более 140 «Точек кипения», большинство за счет вузов, чуть меньше за счет регионального или местного бюджета, малая доля - за счет крупного бизнеса или в форме государственно-частного партнерства.
В Коми прорабатывались все форматы открытия. Точка кипения как проектная инициатива в рамках программы подготовки резерва управленческих кадров была высоко оценена высшими органами власти Коми, профильными министерствами, бизнес и НКО. Но, к сожалению не нашла реальную поддержку - и до сих пор нет действующего механизма «покипеть» всем вместе, а не точечно, каждый сам «в своем домике» со своими KPI. Ведь только сообща и слыша друг друга можно постараться решить актуальные задачи и проблемы региона на системном, глубоком уровне, задействовав лучшие практики, инструменты, сервисы,технологии, экспертизу АСИ и масштабную сеть точек кипения.
- Есть надежды на успех?
- Да, конечно, как говорится надежда умирает последней и наша команда не сдается, идет к своей цели. Ведь на самом деле «Точка кипения» - это люди, а не пространство. И они у нас есть - активные лидеры изменений, готовые брать ответственность за результат. Мы очень надеемся и верим, что отработаем все варианты, нас увидит, услышит, поддержит Глава РК, правительство и законодательная власть. Мы верим, что в этом году откроется «Точка кипения» как приоритетный проект для развития Республики Коми. Сейчас в это сложное экономическое и политическое время этот проект особенно актуален. В настоящее время по всей России руководство АСИ, команда сети «Точек кипения» и общественных представителей АСИ объединяются в проектные группы и обсуждают, а также реализовывают реальные пути решения выхода из сложившейся ситуации.
- Какие проекты сейчас в активной стадии реализации?
- Под эгидой будущей «Точка кипения» реализуем множество проектов и мероприятий. Во-первых, это «Пространство научно-технического творчества» - проект, стартовавший в октябре 2021 года. Его реализация частично поддержана грантом Главы РК. Он направлен на популяризацию национальной технологической инициативы и коллаборации науки, бизнеса и студентов для реализации социально-значимых и технологических проектов. Промежуточные итоги будут подведены на площадке IV Всероссийской (XIX) молодёжной научной школе-конференции «Молодежь и наука на Севере – 2022», которая состоится уже 21-25 марта в Сыктывкаре, финал проекта - май 2022 года. Здесь важно отметить, что мы работаем в связке с администрацией города, в планах которой развитие городской территории и привлечение науки и бизнеса для поиска интересных идей и решений. Это и обустройство прогулочной трассы вокруг города, и технологии деревянного домостроения, и переработка мусора, и туристическая инфраструктура.
Во-вторых, это акселератор проектов улучшений «Телескоп», где мы выступаем как координаторы. Ориентир на развитие компетенции руководителей НКО, качества оказываемых услуг и внедрение стандартов менеджмента. Этот проект является инновационным для Коми и проходит в рамках президентского гранта от АНО «Центра качества ОКНО». И в работе будущей точки у нас разработан целый комплекс мероприятий в сфере развития НКО, социального предпринимательства и их взаимодействия.
Кстати, в прошлую пятницу, 11 марта, прошло важное для Сыктывкара мероприятие для представителей НКО - презентация проекта «Телескоп» в Центре делового сотрудничества. Спикером на нем выступила руководитель АНО Центр качества «ОКНО» Илона Южакова, которая подробно рассказала всем участникам о проекте. В частности, как проект научит НКО пользоваться организационными оценками, работать с аналитическими данными и создавать на их основе стратегию развития, а также работать со стандартами менеджмента, проходить самооценку.
Проще говоря, руководители НКО могут понять, в каких сферах «они проседают», каких документов не хватает, какую информации о деятельности и услугах необходимо размещать в открытых источниках, чтобы эффективнее развиваться и получить более высокий рейтинг для работы потенциальными потребителями и государственными органами. Например, сервис «Клум-ба» позволяет не только разместить информацию о своих услугах, но и поможет сформировать важные маркетинговые инструменты, найти партнёров и поставщиков услуг.
Специфика в том, что классический производственный менеджмент не совсем подходит для организаций, чьи услуги зачастую носят нематериальный характер и измеряются степенью социального самочувствия и благополучия людей. Поэтому курс «Телескопа» важен, в этом его эксклюзивность. Кстати, по результатам обучения три НКО Республики Коми смогут претендовать на прохождение дополнительного обучения в Академии Роскачества и участия в конкурсе на получение премии правительства РФ в области, которая является самой престижной в этой сфере. Образовательная программ рассчитана на 10 месяцев. Участников ждут стратегические сессии, воркшопы, индивидуальные занятия.
- Спасибо за интервью!
- Благодарю вас, уважаемый информационно-развлекательный портал «Мой Сыктывкар» за возможность поделиться своей деятельностью общественного представителя. Также хочу оставить свои координаты, я открыта и готова к сотрудничеству по любым инициативам и проектам. Вступайте в группу https://vk.com/tochkakipeniasyktyvkar. Мой электронный адрес a.demina@op.asi.ru, телефон 89042302663, страница ВК https://vk.com/annademina1982 и телеграм @aidemina.